Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Герман Садулаев: Быть русским – значит быть свободным!


Давайте снова поговорим о русском народе. О чём ещё говорить еврею с чеченцем? Или татарину с карелом? Или осетину с башкиром? О нём, конечно, о своём, нашем, великом и сложном русском народе.

 

Тема неисчерпаемая. И необъятная. Но, кажется, вот сейчас, вот совсем недавно, наконец, стало выкристаллизовываться понимание, кто же он такой – «русский».

 

Я на Урале, в Екатеринбурге, где проходит «Фестиваль культур», посвящённый культурному и национальному многообразию России.

 

И на своём творческом вечере русский писатель Эргали Эргалиевич Гер рассказал нам, что его родной Вильнюс ещё совсем недавно был городом попреимуществу русским. Этнические литовцы обитали в сельской местности. И так было почти везде.

В Туркмении, Узбекистане, других азиатских республиках, большие города были населены русскими, люди жили, почти не соприкасаясь с нерусифицированной частью местного населения, видели аборигенов только на базарах, и потому знали на местном языке только одну фразу «слишком дорого».

 

Об этом поведал один из слушателей. Я и сам мог бы добавить, что Грозный был городом русским, несмотря на то, что к концу эпохи СССР в нём жило много чеченцев. Всё равно русский. Потому что город.

 

Эргали Гер привёл слушателей к мысли, что русский – значит городской. Изначально. Да, согласились все, Русь – Гардарика, страна городов. Древляне, кривичи, вятичи и прочие, снимаясь с земли и уходя в города становились русскими. Города русские ставить умели. За тридцать дней в голом поле могли построить крепость.

 

Русские всегда умели и умеют не только строить города, но и обустраивать городскую жизнь, которая всегда есть жизнь у княжьего престола, жизнь государственная; адаты и все иные прелести общинного бытия остаются там, в деревне.

 

Недавно в «Русском Репортёре» появился материал о жизни русских в Чечне. Сопроводительная статья от редакции названа была «Русский – значит современный». Это разлито в воздухе, это звенит в эфире, похоже, мы подступились к согласному пониманию о том, кто такие русские, и что такое русский народ.

 

Русский – это уровень цивилизованности. Высокий уровень. Русский – это человек, поднявшийся над племенными предрассудками, преодолевший узко-этническую или местническую ограниченность. Готовый открыть для себя мир и открыть себя миру. Со словом или с мечом, как придётся.

 

Русский – это Александр Суворов. Русский – это Лев Толстой. И русский – это Афанасий Никитин, купец, говоривший на четырёх языках, проживший много лет в Индии, но сердцем и умом всегда привязанный к русской земле. Потому что русский – не космополит. Открытый миру, он не теряет корней. Русский – это тот, кто сохраняя себя, сделал шаг в космос Иного.

Вместе с тем, неправы те, кто говорит: нет такой национальности. Кто говорит, что русские – это смесь всех кровей, что нет у русского народа генетической основы.

 

На это можно ответить, что все народы создавались как синтез, смешение, объединение разных племён, это не исключает их обретённой новой и исключительной идентичности.

 

На уровне инстинкта, интуиции, очевидности каждый из нас понимает, что русский антропологический тип существует. Он не может быть описан в категориях замера черепа линейкой, но он есть.

 

И мы всегда безошибочно определим, узнаем, вычислим русского в любом окружении. И не только мы. Все иноземцы, туземцы, аборигены в новых колонизаторах узнают русских, отличают от прочих белых людей. Да, они зовут русскими и удмуртов.

Потому что им видна истина. Те удмурты, которые колонизируют мир, стали русскими. Удмуртские удмурты всегда остаются в Удмуртии.

Прежде, чем открыть двери наружу, ты должен открыть двери внутрь. Прежде, чем пойти за три моря конкистадором, искателем, колонизатором, ты должен стать русским – то есть свободным. Иначе, оставаясь «чеченцем», ты можешь уехать в свою Америку только как беженец, refugee, ах, попросить политического убежища, потому что ты «чеченец» и тебя обижают «русские». Как семья Царнаевых.

 

Не лучше ли стать русским и самому всех обижать?

Или, скорее, всех опекать. Обо всех заботиться.

 

Русский – это ответственность за судьбы всех вообще. И русский – это свобода выбора. Русский может стать мусульманином. Это нормально. Русский может это себе позволить. Он станет мусульманином и останется русским. Потому что это очень сильная основа – русский.

 

А ингуш не может стать католиком. Если он станет католиком, он перестанет быть ингушом. Если ингуш хочет стать католиком, он сначала должен стать русским.

 

Тогда он станет свободным, и может стать католико или индуистом. Он может выбрать себя сам, если он – русский. Если он аварец, у него нет выбора.

 

Такова реальность Евразии. Только через русское открывается весь мир.

 

Но, снова – русские существуют. Как самостоятельный этнос. Со своим неповторимым генетическим кодом. И русская деревня, из которой волнами выходит русский народ, является ступенью преодоления, и в то же самое время вековым хранилищем несокрушимого русского генофонда.

 

Итак, русские – это уникальная этническая общность, со своей собственной культурной идентичностью, со своей генетикой, кровью и антропологическим типом. И русские – это степень цивилизованности, это городские, современные, свободные, государственные, выше и вне этнической узости.

 

Два суждения, противоречащие друг другу. И, тем не менее, оба верные. Линейного решения для этого противоречия нет. Только вместе два подхода способны определить русский народ. Подобно тому, как волновая и корпускулярная теории света только совместно могли описать его природу.

 

Пока не была сформулирована квантовая теория. «Квантовая теория» русского народа ещё будет создана, ещё предстоит.

Пока этническую и сверх-этническую сущности русского народа соединяет только одна его черта. Этатизм. Державность. Русский человек – княжий, державный, имперский, советский, то есть всегда – государственный. Государственный житель, по Андрею Платонову.

 

Он же – сокровенный человек. Русский – это государственный человек. Не обитатель местечка, не злобный сепаратист, не экономический интересант. Русский – это не просто обладатель российского паспорта с пропиской.

Русский есть душевно включённый в русскую государственную историю житель русского государства. Таково, если хотите, «квантовое» определение русского народа.

 

Но почему русскому так нужно государство? Потому ли, что он раб, холоп, мазохист, вечно в поиске строгой госпожи, с уздой и плетью?

Или наоборот?

 

Русскому нужно государство потому, что он ярый, беспримерный, беспримесный индивидуалист. Он вольный, свободный. Слишком свободный. Ошибались все, и народники, и западники, которые полагали русский народ приверженным к общинной жизни, к коллективизму.

 

Одни видели в этом его добродетель, другие – порок, а заблуждались и те, и другие. В мире нет такого индивидуалиста, такого эгоиста, как русский человек. Поэтому он может покорить Сибирь, да и весь мир. Но развалить собственную страну.

Растащить по кусочкам! Русский индивидуализм в отсутствие сильной государственности разрывает на части русское общество. У русских слабо развит «малый коллективизм», столь характерный для милой Европы.

 

Русские не способны селом собраться и починить печку своей старушке, засыпать ямы на дороге, избрать хорошего старосту. Русские ждут от государства, что оно приедет и засыплет ямы. Это русский коллективизм, «большой коллективизм», государственный.

 

В современной России социализм может быть только государственным, а государство – только социалистическим. У нас не может быть муниципального социализма, не получится. И капиталистическое государство у нас невозможно, оно равно отсутствию государства, победе хаоса.

 

Нет русского государства после социализма, только стаи волков рыскают по русскому лесу, и злые медведи-шатуны бродят по бурелому.

 

А когда нет великого русского государства, то пошло оно всё к чорту! Русский человек не станет жить для своей уютной деревушки.

 

Если нет государственной жизни, тогда к чорту деревню с её печками и ямами! Русский человек поедет в Гоа, прогонит смуглых коротышек, построит бар и будет сидеть на пляже и мыть свои сапоги в Индийском океане.

 

Иногда открывают на планшете сайт «Свободная Пресса» и читают, что там, в родной России. Появилось ли у нас снова русское государство. И не пора ли тогда вернуться домой.

 

Автор:  Герман Садулаев

22.05.2013



Источник: http://www.nakanune.ru/articles/17774

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Россия русский

 

Комментарии:

otello

Очень глубокий текст. Тоже хотел запостить. +3.

Ответить

Хороший пост, приятный русскому на слух, прям елей. Но создается мнение что у русских все хорошо. Но об этом русский Садулаев ничего не написал. Жаль.

Ответить

shrrr

Садулаев не русский, точнее, русский чеченского происхождения, писатель.

Ответить

Postum

Насчёт отсутствия у нас малого коллективизма подмечено верно, а остальное как-то невнятно.
Все малые народы обрусевали благодаря Православию - ещё в 19 веке можно было наблюдать, как финно-угры Поволжья, окрестившись, вскоре становились русскими, или, по крайней мере, частью русского общества, а приняв ислам, превращались в татар.
Идея государства как высшей ценности нам чужда, мы не наследники Зап. Рима, мы неизмеримо больше являемся потомками византийцев, у которых во главе была вера. Показательно, что на Западе религиозные лидеры - папы, пытались стать, и в немалой степени становились светскими правителями, а у нас наоборот - скорее, монарх был лицом религиозным.
И в 20-м веке, бурном веке переворотов, идеи фашизма, проповедующего сверхценность государства, пытались возродить
на Западе, не у нас. А у нас произошла всего-лишь смена религий ))) - высокую веру в Небесный рай и Небесного Бога сменили на низкую веру в рай земной и в Великого Идола Кобу, и с воистину религиозным рвением бросились строить танки и самолёты - "чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать"...
Мы - народ-идеалист даже в материализме, и в этом наш секрет, а не в разных там надуманных панславизмах или евразийствах с азиопствами, несть им числа.
Когда русский коммунист мечтает о грядущем коммунизме, перед его взором встаёт какое-то неопределённое светлое будущее, где все счастливы, и "космические корабли бороздят просторы Вселенной", мечты же европейского коммуниста совсем иные - полноценное питание, бытовой комфорт, социальные пособия и бесплатные дантисты.
Последние сто-сто пятьдесят лет мы только и делаем, что деградируем - сначала сменили истинную религию на ложную, затем, убедившись в её ложности, разуверились во всех верах, и потихоньку спиваемся, блудим и воруем.
Рай исправных лифтов, ухоженных газонов и вежливых полицаев - не наш рай, а в наш мы уже не верим...(((
Вот и вся загадочность русской души.

Ответить

"малый коллективизм" нынче мало проявляется вследствие "кризиса взаимного доверия"... из-за духовной дезориентации, возникшей по причине потери ориентиров "общей", единой, русской веры... пока идёт поиск "новой-старой" веры, нет уверенности ни в правильности своих дел, ни в верности выбора... нет доверия...

Ответить

"Русские не способны селом собраться и починить печку своей старушке, засыпать ямы на дороге, избрать хорошего старосту. "
Ложь. Самый распространенный способ строительства в деревнях назывался "помочь". Хозяин готовил материал, потом народ собирался улицей и за пару дней ставил дом.
У меня дед так строился.
От государства ждут не русские, а советские. Потомки тех, в ком напрочь убили инициативное начало.

Ответить

ac

фейерическая фуйня, поцтреотический бред пациента палаты №6 в период межсезонного обострения.

Ответить

поставлю плюс за попытку осмысления и формулирования.
но статья сыровата.
Знаете когда дама пройдет, а от нее лишь шлейф духов остался и все нюхают и пытаются название угадать)
Очень много точных замечаний и подмеченных особенностей. Молодец, Герман Садулаев, удачи в будущем. Тема еще не раскрыта - дел много впереди)
Афтору тоже спасибо)

Ответить

автору поста конечно)

Ответить

Что еще можно ожидать от краснопортяночного патриота? Феерическая хeрня.

Ответить

Господа пассивные гомосеки - ас, Stabhappy, ну зачем вы так оскорбительно выражаетесь? Не нравится - ну напишите, что не нравится, ну на худой свой конец - поставьте минус. Зачем оскорблять идею и людей, которые её поддерживают?

Ответить

ac

о, латентный подтянулся.
кто о чем, а вшивый о бане(с)...

Ответить

:) Ну блин ас, ваши комменты вызывают у меня только одну реакцию - рвоту. Так и хочется вас обрыгать. :)

Ответить

на правах анекдота.
в чем мы схожи с автором статьи, смешно сказать, он сформулировал то, что я делаю каждый день практически (конечно с большой долей юмора, ибо я не обладаю наклонностями фанатички какой то идеи, но с большим удовольствием)
Увижу где нибудь по телику хороший боевичок, к примеру, с сюжетом на тему защиты обездоленных - один на один против толпы уродов. Кулак так вскину: вот вам! русские не сдаются! Русского голыми руками не возьмешь! ( возможны варианты)
Муж хохочет: да какой он русский то? Он же Сталлоне...
-Русский. русский! не сумлевайся)
русский не рожей, а что под кожей)
И я в этот момент испытываю с героем сюжета единение по ощущениям внутри. Единство в устремлении сделать что-то на благо других, страждущих, нуждающихся, забыв на время о себе. Конечно сам Сталлоне не русский - но передал настроение хорошо)
Или сюжет про субботник, про посадку на месте пожара молодого леса и т.д... Не важно.
PS:
Ну а идея автора: "русский – это свобода выбора. Русский может стать мусульманином. Это нормально. Русский может это себе позволить. Он станет мусульманином и останется русским. Потому что это очень сильная основа – русский.
А ингуш не может стать католиком. Если он станет католиком, он перестанет быть ингушом. Если ингуш хочет стать католиком, он сначала должен стать русским." - просто находка в плане формулирования идеи. Герман Садулаев - если Вы это вытащили изнутри сами - то снимаю шляпу) Можно еще отточить, но сформулировано прекрасно!!!!!
Вы уловили самую суть менталитета. И все кто обладает теми же качествами, конечно же будет родным в этой среде.

Ответить

ХОчу лишь добавить небольшую ремарочку.
предвижу просто подъем националистических сил со своими желаниями определить русского анализом генов. И сделать подмену: особенности металитета окольцевать национальным признаком.
Этот менталитет, который описан - он не имеет национальности. Но именно у русских он получил такой широкий охват, закрепился и выжил. Подобного менталитета нет ни в одном государстве, хотя отдельные личности с подобными свойствами есть везде. Лишь поэтому русским можно назвать и колмыка и гражданина США... По праву первопроявленности в масштабах государства лишь - можно это свойство назвать "русским".
И открывается просто необъятная территория освоения для "свободного русского"...в любой области, ведь так много , где это свойство требуется. И найдутся русские, которые просто хлынут в ислам - и это нормально. С подобными свойствами русский (описанный в статье) лишь исправит то безобразие которое там творится. И это будет духовная экспансия с целью спасения. Ибо мусульмане сами не смогут сделать ничего, лишь распишутся в бессилии, что они уже и делают.
Ну это тоже на правах рассуждения вслух, дабы почувствовать безграничность подобного свойства, неограниченного ничем внешним, лишь внутренним устремлением помочь, отдать.

Ответить

Postum

"Эксперт
отметил, что наиболее
известными исламскими
террористами в России
являются именно
представители русских
мусульман: Александр
Тихомиров (Саид
Бурятский), Виктор
Двораковский, Виталий
Раздобудько, Алла
Сапрыкина и др. «3
тысячи русских активно
верующих мусульман
России в процентном
отношении дали
гораздо больше
террористов, чем 5 млн.
татар, традиционно
исповедующих ислам», -
заметил исламовед.
Были даже муфтии,
которые являются
русскими по
происхождению, однако
они придерживались
ваххабизма: например,
экс-муфтий Северной
Осетии Али (Сергей)
Евтеев, который
признался, что ездил к
боевикам и проходил
военно-полевую и
идеологическую
подготовку
в лагерях
кавказских
террористов."

Ответить

Вы вообще не вкупились, что я сказалаа. Но я, как уже написала, предвидела это и сделала ремарку.
ну ничего) со временем будет понятнее)
увы, процесс долгий, иногда на всю жизнь)

Ответить

Postum

То, что Вы понимаете под русскостью души, есть не что иное, как её православность, потому-то эта особенность и не привязана к каком-либо набору генов, и теоретически даже Сталлоне может ею обладать, причём не только на экране ))).
Её источник в нашей вере, и сейчас он иссякает - в нас с каждым годом всё меньше и меньше русского в этом понимании.
А ослепнуть для того, чтобы среди слепых порядок навести, можно, отчего ж нельзя? Только, боюсь, что в случае подобного эксперимента результат будет иметь знак "минус" - минус бесконечность.

Ответить

ограничение конфессиональностью - такое же ограничение как и любое другое для свободы реализации. Мне не помешает иная конфессиональность гордиться русским, который ради спасения мусульман станет лидером и великим гением слова в исламе, двинувший верующих в сторону мира и Любви) который поставит на место прилипал к великой религии, использующих ее суть для реализации своих кровавых идей.
Да, для многих он будет не русский, а я ему помашу в экран: так держать, русский по духу человек!

Ответить

Я соглашусь с Вами, что и православию, как никогда, по праву ее широты распространения - требуется как никогда помощь и подержка! И Православие еще пополнит свои ряды истинно верующими.
Хотя, сомневаюсь, что это произойдет в нынешнем формате этой общественной организации.

Ответить

Postum

Об ограничениях конфессиональностью распространяться не буду, иначе Вы запишете меня в пещерные мракобесы, приведу лишь два отрывка из одного стиха Насти Салминой:
.
...Тот, кто живет две
жизни, был вряд ли
жив.
Тот, у кого два дома,
фактично, бомж.
Тот, у кого две правды,
живет во лжи.
Тот, кто любил двух
разных людей... ну что ж,
Истина есть
единственное число...
.
И далее:
.
Ты понимаешь, о чем я?
Хотя, не суть...
Тот, у кого две правды,
живет во лжи.
Тот, у кого две двери,
утратил путь...
.
От себя добавлю: Вы поверите в существование нескольких разных, но одинаково верных таблиц умножения?

Ответить

нет конечно) Бог один) Истина одна, Путь один, да и Христос не говорил о конфессиональности)

Ответить

Кстати, не поверите, во всем что Христос говорил нет ни слова о том, какой из общественных организаций в мире стоит отдавать предпочтение.Он вообще-то о другом говорил. да и православным не был.
Боже меня упаси, хоть как то родить в ком-то мысль, что де христианство, православие не имеет право на существование и как великий институт коллективного продвижения в духовном развитии - никчемная забава.
Только не оскорбляйтесь моими словами и не подумайте, что я в этой теме буду вести споры на богословскую тему.
Лишь допустите право на существование других путников на духовном Пути, к Одному Богу ведь идем)

Ответить

Замечательная статья,замечательный пост.+

Ответить

Red Star

Весьма спорный текст, но не бредовый.Кое=что есть.
Позабавило, что автор пишет "чорт" по правилам орфографии до реформы 1956 года.

Ответить

а я пишу чёрт! Доча, кстати сегодня был последний звонок, заметила и УДИВИЛАСЬ что мама написала приЁм через Ё. Забываем, или точнее искореняют даже уже советский русский язык. Плохо это. :(

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.