Регистрация Вход
Город
Город
Город

Не слышно песен на Руси

Народ поёт, а население – слушает

 

Размышляя о нашем времени, часто задумываешься: почему мы стали так разобщены и что нам поможет снова сплотиться?

 

Считаю, что этому поможет песня. Но не попса и не шансон, а настоящая народная песня, доставшаяся нам от прошлых поколений. Именно такая песня и помогала нашему народу на протяжении многих веков осознавать себя единым целым. Она без назойливой пропаганды сохраняла в памяти людской все поражения и победы России. Слушая песню про Платова-героя или про гибель «Стерегущего» в исполнении своих отцов и соседей, ребятишки прочно усваивали уроки мужества, напитывались богатырским духом, перенимали удаль молодецкую.

 

Один мой коллега лет 15 назад попал на юбилей бывшего председателя когда-то передового колхоза. Его главное впечатление: как за столом все дружно грянули «Варяг» – любимую песню юбиляра. Какая здесь трагическая параллель: передовой колхоз давно потоплен, а люди ещё не сдались!

 

С тех пор всё реже слышно свободное хоровое пение. Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» сетовал, что хоровое пение уходит из нашего быта. Он подчёркивал, что хоровое пение нравственно организует и семью, и общество.

Мы совершаем огромную ошибку, что не воспитываем в наших детях любовь к народной песне и не поём вместе с ними. Уроки пения в школах сегодня заменили на сугубо теоретический предмет – историю музыки, то есть на изучение хитросплетений музыкальных стилей и направлений. Тем самым мы лишаем детей здорового массового искусства – классической народной песни, предлагая взамен изучать искусство элитное. А чем заполняется опустевший нижний этаж массовой культуры? Роком, рэпом и шансоном...

 

Расскажу, как народная песня помогала мне в трудные минуты жизни.

 

Первые дни службы в Советской армии. Я – бритоголовый «салага» среди старослужащих, в основном среди казахов и кавказцев. Они испытывают молодых, кто на что годен. Вот в углу казармы слышен наивный солдатский фольклор в сопровождении гитары. «Умеешь?» – спрашивают меня про инструмент и предлагают что-нибудь «сбацать». Я соображаю: тут или пан, или пропал. Беру гитару и под бодрые аккорды старинного марша запеваю первое, что пришло в голову: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Наблюдаю за реакцией: одни слушают серьёзно, другие – с кривой улыбкой щурят глаза. Старослужащие на каждом рефрене с хохотом, как бы помимо своей воли, подпевают: «Мы грянем гром-ко-е “Ура!”». Допев до конца, слышу шутливый приговор: «Патриот нашёлся...» А в глубине души благодарю Пушкина за сданный экзамен!

 

Позднее я сдружился с теми сослуживцами, кто любил настоящую песню. Когда одолевала тоска по дому, мы уходили в пустой зрительный зал солдатского клуба и на задних рядах затягивали: «Вот мчится тройка почтовая...» Попоёшь немного – и на душе становится легче. Так я открыл для себя, что протяжная народная песня обладает психотерапевтическим эффектом, близка к тому, что Александр Блок называл «заколдованной областью плача».

 

Песня в армии помогала нам понять культуру других народов СССР. Помню, как Ержан Тусупбеков из Караганды поразил песней «Из-за острова на стрежень»... на казахском языке. Оказывается, разучивали в школе! А мне было дивно, как это нерусские дети учат «Волга, Волга, мать родная, Волга – русская река» на своём родном языке! Только Волга по-казахски звучит как Едиль!

Впрочем, Ержан Тусупбеков прекрасно пел и на немецком (неведомую нам песню волжских немцев, переселённых в Казахстан). Он научил меня казахской народной песне «Самалга жупар», которую я, русский парень, исполнял со сцены солдатского клуба. Вот ведь что делает настоящая песня: она стирает национальные различия! Спустя четверть века Ержан разыскал меня по Интернету, чтобы возобновить нашу солдатскую дружбу.

 

Одним из ярких армейских впечатлений осталась поездка в Пермь на областной фестиваль народной песни. Некоторые солдаты срочной службы пели в местном народном хоре при гражданском Доме культуры. И этот хор принимал участие в сводном хоре всех певческих коллективов Пермского края. До Перми наша делегация ехала в плацкартном вагоне. Дорога была дальняя, баянист не снимал своих пальцев с клавиш ни на минуту. В пути пел весь вагон! Но не ради репетиции, а свободно, по общему желанию. Это, а не фестиваль в Перми, и было настоящим праздником русской души!

 

Народ можно лишить его исторической территории (как армян или сербов), но гораздо сложнее лишить народ исторической памяти. Народная песня, в отличие от памятников или книг, является наиболее универсальным способом передачи исторической памяти. Она не требует материальных носителей и может быть материализована (пропета) в любом месте и в любое время.

 

Есть у сербов народный гимн о Косово – «О намо, намо, за брда она», сложенный королём Николаем Черногорским. Сербы называют его сербской «Марсельезой». Этой песней сербский король призывает сербов к освобождению города Призрен, где находится гроб народного героя Милоша Обилича. Я с интересом послушал её записи в Интернете. С каким воодушевлением поют её сербы!

 

А есть ли такие гимны в России?

 

Безусловно. Это военный марш «Прощание славянки», который с большой любовью пелся в Белой и Красной армиях (разумеется, на разные тексты) и сегодня имеет четыре (!) исполняемых варианта стихов. В 2004 году марш «Прощание славянки» стал даже официальным гимном Тамбовской области.

 

В советское время было создано немало прекрасных песен, которые объединяли наш народ, поднимали настроение, призывали к созидательному труду. Чего стоит одна «Катюша» – неофициальный гимн России, который организованно поют российские болельщики на трибунах во время футбольных матчей. Не зря же автор стихов «Катюши» Михаил Исаковский получил за неё (уникальный случай!) Сталинскую премию. И не случайно её до сих пор поют на немецком, итальянском и китайском языках.

 

К народным гимнам можно отнести и такие советские песни, как «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля»), «Широка страна моя родная». Безупречные по художественному уровню, эти песни сохраняют известную идеологическую окраску и, к сожалению, пока не могут объединить наше расколотое общество. Но это не причина забывать их. Я затрудняюсь назвать современных авторов песенного жанра, которые порадовали бы песнями общенародного звучания. Сейчас в моде авторская песня, предназначенная для индивидуального, а не для хорового исполнения. Поэтому пока население России пассивно слушает и не хочет стать поющим народом. Где же вы, поэты-песенники?..

 

Впрочем, по моему мнению, близки к народным гимнам некоторые песни из новых альбомов Жанны Бичевской. Например, песня «Россия. Украина. Белоруссия» посвящена русскому Косово – насильно расторгнутому союзу трёх славянских народов. Оптимистическим мотивом в ней звучит пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что земли и народы славянские сольются, как реки, в один океан.

 

Одно время меня забавлял такой тест на «русскость». Людям, которые считают себя русскими патриотами, я предлагал спеть какую-нибудь народную песню до конца. Первый куплет, как правило, люди знают неплохо, второй – похуже, а вот до конца песню не знает почти никто. Но ведь чтобы быть русским, надо жить по-русски! И в том числе – петь народные песни.

 

Олег ЧЕТВЕРИКОВ
г. Вятка

 

=======================================

 

Интонация, несущая культурный код 

(к 100-летию "Прощания славянки")

Андрей Микита

 

Андрей Микита , член Правления Союза московских композиторов, доцент Российской Академии Музыки имени Гнесиных, главный редактор сайта «Церковный композитор».

 

Многие факторы способствуют востребованности музыкального произведения за пределами жизни его автора и своего поколения. Во-первых «брендовость», говоря современным языком, имени композитора. Например, сегодня все сочинения Л.Бетховена или П.Чайковского кажутся шедеврами, хотя объективно это не так.

 

Тоже — исторический контекст. К примеру, 7-ая «Ленинградская» симфония Шостаковича, сочинённая в блокаду. И так далее.

 

Не в последнюю очередь играет роль название. Словосочетание «прощание славянки» будет греть душу, пока существует славянский мир.

 

Но в данном случае, главное всё же не это.

 

Стержневая причина, почему музыка на нас действует, – это интонация. Интонация, в основе своей базирующаяся на речи, несущая культурный код. Другими словами можно сказать, что интонация – это звук, несущий смысл. Из интонаций складывается мелодия, которая кажется нам прекрасной тогда, когда смыслы нам близки. Культурный код мы распознаём благодаря родной речи, образам сказок, слышанных в детстве, природе, семейным преданиям…  То есть национальной традиции.

И вот в интонационном строе этого марша, несущем коды русской традиции, отражающем национальный характер, я вижу, точнее, слышу, неувядаемость этой музыки.

 

Самой яркой интонацией, интонационным ядром, основой долголетия этой музыки я считаю начало рефрена, состоящее из двух мотивов. В первом мотиве отображена ширь и размах страны и души. Во втором мотиве — смирение и в то же время (за счёт ритма) стоицизм и сила воли.

В этой совокупности музыкальных элементов я и вижу проявление национального (славянского) характера.

 

В связи с этой музыкой хочу ещё вот что сказать. Не только речевые интонации формируют интонации музыкальные, но, может быть, и наоборот. Сейчас молодёжь повально увлечена рэпом (в котором интонация нивелируется и от неё остаётся только ритм) и последствия этого уже сказываются.

 

Профессор ВГИК, филолог Валерий Мильдон, который уже много лет принимает вступительные экзамены по литературе и русскому языку в этот вуз, подметил у абитуриентов (которые хотят работать в области искусства!) кроме бедного словарного запаса ещё и примитивные речевые интонации. Это не что иное как потеря многозначности смыслов, сужение поля индивидуальности.

 

И я надеюсь, что музыка «Прощания славянки», музыка, несущая национальный культурный код,  живущая не в библиотеках, а в гуще истории, музыка, любимая многими поколениями, показавшая свою жизнестойкость, поможет нам преодолеть сегодняшний кризис культурной идентичности и обрести национальную жизнестойкость.


Василию Агапкину – нижайший поклон. С юбилеем, коллега!



Источник: http://www.rusvera.mrezha.ru/648/15.htm, http://www.pravmir.ru/11-interesnyx-faktov-o-marshe-proshhanie-slavyan…

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

общество Россия

 

Комментарии:

Петра

Посту плюс))) сразу вспомнилось детство, праздники с гостями родителей. Песни они всегда пели - и в основном народные. И сами между собой говорили - ведь столько песен современных, почему же именно старенькую народную душа просит спеть?

Ответить

Лиса

Вот ведь странное дело, старые песни не слышим в общем-то ниоткуда (очень редко их услышишь по ТВ),а начинаешь их петь и слова сами льются из памяти, как будто только вчера ты их разучил.Хорошие,патриотические,пионерские и комсомольские, о Родине,о войне,или просто лирические ,может ,сегодня не все они актуальные...но именно эти песни хочется петь.

Ответить


Местный

+100500, отличная песня и все знают.
п.с. неофициальным гимном Австралии является песня каторжника.

Ответить

Сам давно задаюсь вопросом, отчего музыка отделяется от нас. Причем, вовсе не какая-то абстрактная "народная песня"(слишком уж широкое понятие, если задуматься. И факт - куда как шире чем представляет автор.), а музыка вообще. Мы перестали петь, перестали играть. А ведь не так давно, собраться и пустить гитару по кругу, было одним из любимых занятий! Мне кажется виной тому доступность воспроизводящих устройств. Дома - компьютер и музыкальный центр, в машине - магнитола, пешком - мобильник. Места для личного исполнения просто не осталось. Замечали с товарищем, что при поездке в одного, с нерабочей магнитолой - непроизвольно начинаешь петь. Ну, могет я и не прав...

Ответить

OKCA

И ничего не перестали мы петь.
Наша семья, друзья, знакомые почти всегда поем на застольях. Даже те, у кого слуха нет))))
И песни народные знаем.

Ответить

 1      Але-Алена

"Людям, которые считают себя русскими патриотами, я предлагал спеть какую-нибудь народную песню до конца. Первый куплет, как правило, люди знают неплохо, второй – похуже, а вот до конца песню не знает почти никто".
-----------------
Это, между прочим, касается не только русских. Когда-то в турпоездке, тогда еще в Чехословакии, одним из мероприятий был концерт чешского самодеятельного ансамбля народной песни. В финале, в качестве, наверное, "Калинки" местного значения исполнялась полька "Танцуй, танцуй". Чехи, присутствовавшие в зале, с азартом стали подпевать - и? Да точно так же, как и русские: слышали начало строчки - подхватывали ее, начало следующей строчки опять же пропускали и подхватывали только вслед за ансамблем.
---------------
@А чем заполняется опустевший нижний этаж массовой культуры? Роком, рэпом и шансоном..."
---------------
Так ли уж наш русский рок относится к нижнему этажу музыкальной культуры? Я склонна считать, что это явление более сложное, чтобы вписываться в понятие "поп-арт".

Ответить

Хороший пост! Песня действительно быстро сплачивает людей!
Петь стали редко. Но потребность у многих осталась. И людям, только немного нужно помогать освободить свою душу.
Я часто езжу по городам поездом, плацкартом, иногда автобусом. Всегда беру с собой 5-6 песенников. Встаёшь в проходе вагона и обращаешься к людям: "Народ, кто хочет петь, подходите к нашему купе". Раздаёшь песенники и часа 3-6 непрерывно поёшь. И люди поют всегда. Исключений не было.
Вот слова действительно стали забывать, поэтому редко кто без песенника до конца песню допоёт, но иногда бывает. И так люди радуются, что смогли допеть до конца! Песни любят больше русские народные и советские.
Пока песни поют, страна жива!

Ответить

Местный

пост ни о чём..
открылось много караоке-баров так что кому хочется
попеть, пойте на здоровье))

Ответить

        Але-Алена

Не врубились в суть. Караоке - хрень, речь же идет о культуре совместного пения. Или же высказываетесь просто из чувства противоречия?

Ответить

OLIS

Часто поём, причем в разных компаниях свой репертуар. В экспедиционных компаниях туристические, горные и ещё какие-нибудь в тему; в гостях у родственников русские народные,; на корпоративах на работе частушки и вообще разный репертуар песен; в гостях у друзей, где принято петь, везде свой компанейский репертуар.
Кроме того, часто приходится петь на сцене для каких-то закрытых мероприятий, например на балах, в мини-спектаклях. Очень здорово, когда поём хором, человек в 10-20 )) Это способствует сплочению коллектива, общему настроению.

Ответить

feta52

Посту ++++ ! Раньше даже с гармошкой ходили по улице и пели, и это не было в диковинку, настроение поднималось, улыбки, особенно в праздничные дни. Караоке не в счет - это уже другое. Перед Новым Годом, 31 декабря вошел в автобус мужичонка с гармошкой, слегка поддатенький, сел и давай наяривать на гармошке... так, большинство пассажиров морщили нос от гармошки и вообще заставили его замолчать, вместо того, чтобы просто повеселиться по пути и похлопать ему. Ни юмора у людей, ни настроения, какая-то угрюмость....

Ответить

Да есть хорошие авторы новых песен, только их практически нет на телевидении.
Игорь Растеряев, например.

Ответить

Дома всегда была гитара и мы всегда пели. От патриотики до шансона. Сейчас реже...да и гитару украли. Всё мечтаю купить новую.)

Ответить

Apocalypto

Полностью поддерживаю. Пели песни в последний раз только в караоке, под алкоголем и более-менее современные типа Круга и ДДТ. А вот народных песен не слышал давно. Да и посиделки все проходят без них, в барах и кафе, под гром какой-то околомузыкальной западной херни. Грустно.:(

Ответить

Любавна

Уже по будням песен не поют,
а если запоёшь - окрестят пьяным...
Пою теперь наедине с туманом,
где над болотом комары снуют.
...Стесняться петь и не стесняться врать.
А там придёт пора - стесняться думать,
стесняться жить, стесняться умирать
(ах, как бы не наделать в доме шума!).
Так что вам спеть? Прошу. Любой заказ.
О тишине? О нерождённых звёздах?
О том, как листья поедают воздух?
Иль - что-нибудь вполголоса - про нас?
А что владеет сердцем - радость, грусть ли -
не всё ль равно! Звенели б только гусли.
(Глеб Горбовский, 1971)

Ответить

Правильно. Бабушка рассказывала, что даже в самые тяжелые для страны годы, на работу и с работы шли с песней. Песня помогала настроиться на работу и расслабиться во время отдыха. Совсем еще недавно утром по радио звучали бодрые отечественные популярные мелодии и песни, а сейчас слушая радио, ощущаешь себя где-нибудь на Западе - сплошная иностранщина. Поверьте - это не брюзжание. Во всем мире, кроме России, вы не услышите песен на русском, даже наши поют там на ихних языках. Потому, что на первом месте деньги, а не гордость за Родину или хотя бы нацию. Да что говорить о культуре и песнях? Мы сейчас уже даже не учим и не лечим. Мы зарабатываем деньги. Грустная песня...

Ответить

Да, - то, что сейчас происходит в мире - не способствуют сохранению народной песни. Для этого нужны усилия - как каждого человека, так и государства.
Будь я у власти(губернатор, мэр:))), я бы силком всех "заставил" слушать народную музыку(НЕ шансон!) - 1)В супермаркетах, на рынках 2) В спортивных сооружениях (стадионах, лыжных базах, бассейнах и.т.д.) 3)В фойе госучереждений. 4)В транспорте и т.д.
Не обязательно с утра до вечера, но какое-нибудь оговоренный лимит типа "не менее 4 часов, в выходные - не менее 6" и.т.д. Также в законе оговорить громкость и количество песен(что-бы не крутили 1 песню круглыми сутками). Не выполнил - ничего страшного, заплати существенный штраф, деньги пойдут на поддержку русской народной песни. Репертуар, конечно, должен будет подбираться разнообразный, но с учетом мнения профессиональных народных песенников(т.е. без шансона, творчества С.Михайлова и.т.д.). Должен быть в стране подобный орган (совет экспертов). Деньги на это - сбор, подготовка, запись, распространение дисков и.т.д. - за счет государства.
В первое время все повозмущались-бы, а затем - привыкли, осознав при этом, что передается в эфире современных радио и нужно ли это всем.
По крайне мере - эксперимент можно было-бы провести такой. Если-бы получилось - на всю Россию прославили-бы Томск. Да и для привлечения иностранного туриста было-бы полезно(читай - средства в экономику региона).

Ответить

Либо хотя-бы сделать 1(одну) FM радиостанцию с господдержкой, где нет рекламы и только народные песни. Не думаю, что это большие деньги. Главное - пригласить туда новых людей, энтузиастов народной песни, а не существующих профессионалов. Профессионалы напоют вам, что дорого, невозможно и т. д. То, что делают "профессионалы" от радио - слышно вокруг. Сплошная реклама, пустой треп, перемежеванный песнями с продвигаемого за деньги диска, или с искусственно сделанного чарта.

Ответить

Ради интереса- посмотрите, у кого есть в кабельном, канал ТНВ (Татарстан). Количество народных песен там несоизмеримо больше, чем на других каналах. Можно, конечно, предположить, что татары больше любят петь народные песни :) - но дело, как кажется, в другом - в отношении государства, государственной политике.

Ответить

Согласен с Вами насчет Татарстана! Хоть и не понимаешь языка, приятно слушать. Ваше предложение про народную музыку в общественных местах успешно применено в Китае. Там везде, в автобусах, маркетах, отелях и даже в номерах и лифтах играет негромкая ненавязчивая расслабляющая национальная музыка. Она сопровождает вас везде, где бы вы ни были. И на фоне музыки невольно проникаешься уважением к этой нации.

Ответить

Любавна

Анонсировать, наверное, рановато, но если уж поднялась тема песен... Уже несколько лет 9 мая, в Лагерном саду за памятником (справа) группа энтузиастов - представителей туристско-бардовской среды поют военные песни, вокруг собирается много народа, получают распечатанные песенники, поют хором, дружно, душевно - милости просим! ))

Ответить

Я эсли бываю рядом- всегда подхожу. Иногда даже подпеваю под нос:)

Ответить

        Парижанка

Как-то где-то прочитала "Тошно на душе - пой"! И теперъ сама себе под нос мырчу-урчу :-) в любое время дня и ночи. А последний раз пели две недели назад. На юбилее брата мужа. Под баян. Правда не все тексты наизустъ помнили. Но нам дали тексты и мы пели. Мой сын потом мне сказал, что было хорошо со стороны. А дома мой папа всегда на баяне играл. Сам песни разучивал и пел. Ну, а я конечно с теплом вспоминаю посиделки родственников. Когда все родственники собиралисъ - была маленъкая свадъба. Пока дяюшка был жив, держал всю родню около себя. Как помер - все распалосъ.

Ответить

Tana

Действительно,петь стали меньше. Мама (ей 79) недавно по этому поводу сокрушалась. Рассказывала, как они студентами по улицам ходили и пели разное патриотическое, оперное , сидя дома - Вертинского(он запрещен был).Мы с подругами в студенчестве ( 87-88 гг.)- тоже вдоль по Ленина поздним вечером шли - распЕвали (регулярно.С раннего подросткового - гитара, три аккорда. У многих моих сверстников - хоровое детство. На работе одна пожилая женщина, поющая в хоре ветеранов п. Светлый, так замечательно пела песню "Калина" и "Напилася я пьяна". Сейчас она болеет, съезжу к ней , запишу на диктофон, сама выучу. И еще - может рубрику сделать - "Песенник". Мне кажется, очень популярно будет.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.