Регистрация Вход
Город
Город
Город

Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике


Фото: ИТАР-ТАСС/Мошков Николай

Глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка», получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», приняла участие в рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане.

 

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России. 

 


Фото: ИТАР-ТАСС

 

— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий». 

 

Он добавил, что, по данным Минприроды, хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 млрд т условного топлива.

 

Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

 

Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

 

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.

 

Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности. 

 

— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе. 

 

Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.

 

— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.

 

— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».

 

По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях. 

 

— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».

 

Сейчас «Лошарик» вместе с носителем входят в состав Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны Анатолию Сердюкову. В военно-промышленных кругах ГУГИ неофициально называют подводной разведкой.

 ==========================

Военный атомный батискаф «Лошарик» доказал принадлежность арктической нефти России





Двадцать тысяч лет под водой. © Diliago/Ridus.ru

 

В рамках экспедиции «Арктика-2012»  в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане работала глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка» «Лошарик». Лодка помогала корректировать бурильные работы с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континетального шельфа России. 

 

«Результаты экспедиции  лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа», — рассказал «Известиям» собеседник из Минобороны. Он добавил, что теперь о «недостаточности геологических образцов» речи нет: за 20 суток «Лошарик» на глубине до 3 километров собрал более 500 обломков пород.

 

В титановом корпусе и с атомной установкой, батискаф «Лошарик» также оснащен манипуляторами, драгой, телегрейфером и гидростатической трубкой. Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш», так как батискаф получил некоторые повреждения, доказывая, что хребты Ломоносова и Менделеева, обладающие запасами нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн условного топлива, принадлежат РФ.

 

В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 километра могут работать только глубоководные станции «Мир», уступающие ему автономностью.

 





Источник: http://izvestia.ru/news/538268, http://www.ridus.ru/news/50585/, http://www.dni.ru/society/2012/10/29/242759.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Арктика флот

 

Комментарии:

Гром

Длятех, кому теа интересна, предлагаю прочитать ещё вот эти материалы. Надеюсь, автор/shrrr темы не обидится ?)
АПЛ проекта 210, "Лошарик"
Серия 210 [ "Энциклопедия кораблей" http://ship.bsu.by/main.asp?id=102179 ]
стр.№ 01210 , спуск на воду - Севмаш 12.08.2003
Строительство подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности. Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть знаменитого севмашевского цеха N42, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание уникального корабля. Строительством и разработкой субмарины руководили представители конструкторского бюро "Малахит".
По некоторым сведениям, внешний вид лодки слегка напоминает сложенную из сферических элементов лошадку - героя знаменитого советского мультфильма. Именно эти сферические фрагменты конструкции - условие того, что корабль сможет безопасно погружаться на большую глубину.
По сведениям "Интерфакса", «210» предназначен и для специальных операций. Можно предположить, что «210» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Считается что лодка на определенной скорости становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану.
Личное мнение автора сайта "Энциклопедия кораблей": Основываясь на выше изложенном могу предположить следующую схему проекта «210»:
Изображение
Получился гибрид подводной лодки и батисфер. Как известно батисферы, за счет своей формы могут выдерживать колоссальное давление воды. Корпус ПЛ типа «210» служит лишь для обтекаемости. Промежуток между корпусом и сферами заполнен каким-то мало сжимаемым материалом. У батискафов (батисфера + поплавок) таким материалом служит бензин.
У проекта «210» есть и недостатки. Во первых малый объем жизненного пространства, и во вторых небольшая скорость.
Лошарик
построен/спущен в 2003г.
13.08.2003 в торжественной обстановке началась церемония вывода со стапеля цеха N42 уникального корабля, предназначенного для научно-исследовательских целей и спасения людей в экстремальных ситуациях. На торжестве присутствовали главком ВМФ В.И. Куроедов, военные и представители науки.
«Лошарик» заложили еще в 1988 году. Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. Деньги на достройку исправно стали поступать только в последние три года. Кстати, в начале 90-х, когда необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. «Лошарик» тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.
Параметры:
Глубина: погружения: 6000 м
Атомный: реактор: 1
Страна: Россия
ПРОЕКТ «ЛОШАРИК»
В обстановке строжайшей секретности спущена на воду уникальная ядерная подводная лодка
Константин ГЕТМАНСКИЙ, Надежда ШИЛОВА, Архангельск - Москва, 08-08-2003
На северодвинском «Севмашпредприятии» в присутствии главкома Военно-морского флота Владимира Куроедова спущена на воду уникальная подводная лодка. «Лошарик» - именно так строители любовно прозвали лодку проекта 210 - первая в мировой истории субмарина с удивительной комбинацией свойств энергетической установки и глубины погружения. Строительство подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности. Однако некоторые подробности «Известиям» все же удалось выяснить.
«В торжественной обстановке началась церемония вывода со стапеля цеха № 42 уникального корабля, предназначенного для научно-исследовательских целей и спасения людей в экстремальных ситуациях. На торжестве присутствовали главком ВМФ В.И. Куроедов, военные и представители науки. Заказ, заложенный во времена советской власти, завершили в новом веке корабелы «Севмаша». Это большая победа рабочих и специалистов, контрагентов и поставщиков» - так описала состоявшийся ровно неделю назад вывод подводной лодки из цеха газета «Корабел», официальный орган северодвинского «Севмашпредприятия». Никаких других подробностей представители завода не сообщают, категорически отказываясь от любых комментариев относительно нового корабля. Более того, по сведениям «Известий», сообщения о спуске на воду этого корабля вообще не должны были появиться в открытой печати. Таковым было условие заказчика - Военно-морского флота России.
Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть знаменитого севмашевского цеха № 42, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание уникального корабля.
Строительством и разработкой субмарины руководили представители конструкторского бюро «Малахит». Один из начальников находящегося в Петербурге морского бюро машиностроения «Малахит» сильно удивился тому, что факт спуска на воду уникальной подлодки стал достоянием общественности. «Да, это наша разработка, созданная конструкторами еще в 80-е годы», - подтвердил он «Известиям». В «Малахите», кстати, спроектировали и последнюю построенную на «Севмаше» атомную подводную лодку проекта 971 «Гепард», которую ввели в состав Военно-морского флота России в декабре 2001 года. От дальнейших комментариев представитель «Малахита» отказался, сославшись на особый режим секретности проекта 210.
«Лошарика» заложили еще в 1988 году. По сведениям «Известий», внешний вид лодки слегка напоминает сложенную из сферических элементов лошадку - героя знаменитого советского мультфильма, что и дало ему такое название. Именно эти сферические фрагменты конструкции - условие того, что корабль сможет безопасно погружаться на большую глубину. По сведениям Интерфакса-АВН, «Лошарик» предназначен и для специальных операций. Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. Деньги на достройку исправно стали поступать только в последние три года. Кстати, в начале 90-х, когда необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. «Лошарик» тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.
Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов. Однако после вывода из цеха секретная субмарина три дня простояла на открытом месте, несмотря на то, что американские спутники-шпионы постоянно контролируют огромную территорию «Севмаша».
- Это связано с чисто технологическими процессами: нельзя лодку из цеха вывести прямо на воду. Ее необходимо подготовить, именно поэтому около трех суток она находилась на стапелях, - заявил «Известиям» и.о. заместителя гендиректора «Севмашпредприятия» по режиму Николай Богданов. - Во вторник вечером лодка была спущена на воду.
Работники предприятия утверждают, что в случае с «Лошариком» процедура спуска на воду была обставлена в лучших советских традициях. Присутствовали только представители заказчика, разработчики проекта субмарины из «Малахита» и специалисты «Севмаша», имевшие непосредственное отношение к строительству подлодки.
- Во времена СССР было принято выводить готовые лодки из цеха ночью, - рассказал «Известиям» представитель Военно-морского флота России. - Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут подсчитать точное количество введенных в строй атомных субмарин, а во-вторых, не смогут сделать качественные снимки новых кораблей из космоса.
Правда, специалисты «Севмашпредприятия» отмечают, что по внешнему виду «Лошарика» ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Видимо, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану.
И ещё, из другого источника- экипаж в составе 25 офицеров ВМФ. Максимальная глубина погружения- до 6000 м.Ну хоть здесь мы впереди, хоть и старыми запасами )

Ответить

shrrr

А на что обижаться? Я, ведь, о том, что наконец то заимели нормальную исследовательскую лодку. А история лодки, конечно, симптоматична.

Ответить

Гром

Это я так, из уважения к первому )

Ответить

Моя соседка потаскуха,проститутка,блять и шлюха.
Она сына совратила а потом всё блять пиздила что дитё от мужа блять
Вот же в рот её ебать.
Она бухая залетела,мужу алкашу откзать не смела,
И родила она тогда полнеёшего блин мудака.
Вот так и шлюха,потаскуха,урода нафиг родила!
Он по коредору бухой всё время бродит,
Всё ходит блин и бродит.
Он просто чудо,чудо природы.
Вот нарадились же уроды!
Кривые все.косые,ступой улыбкой на челе.
О еслиб его кно увидел,глубокой ночью в темное,
Он сразу б обасрался со страху ночью про луне.

Ответить

Интересно, как американцы переводят название лодки ))

Ответить

shrrr

small horseball, возможно.

Ответить

Гром

Нет, у них своё оюозначение. Прозвищу судна не соответствует. Где-то в ссылках читал, сейчас не найду.
БУ:
-но судя по тех данным мы впереди планеты всей;)
Это первое, что я подумал, прочитав эту новость. И ещё подумал- нам всё-же есть, чем гордиться. Даже тем, что мы ещё не знаем ))) Россия, вперёд !!!)))

Ответить

Вы уж извините но гордиться не чем, пока что, всё это наследие СССР. :(

Ответить

Вы - наследие кроманьонцев, так что вашим родителям нечем гордиться! lol

Ответить

Klayan

ну и собрали, а толку то?
перефразируя немного известную фразу: -"у ООН нет оснований не верить представителю США.."..
..другими словами - "подотритесь своими геологическими справками , хрен вам а не шельф"..
с нашим "гиперволевым" правительством ещё и своего отдадут в довесок(((

Ответить

ВАУ, прошелся по сылочке впечатляет, есть конечно упаднические настроения, таких как Klayan, куда без них))))))) но судя по тех данным мы впереди планеты всей;)

Ответить

Klayan

судя по тех данным ЕДИНИЧНЫХ образцов разработанных, а то и собранных в 80-х годах прошлого века, мы реально впереди планеты всей.. тут даже и не спорю..
..а вообще, по жизни, я большой оптимист))))

Ответить

да некто и не сомневается, что лошарик станет плавучей лабораторией))) как и не сомневаюсь что вы пЫсымыст)))хватает и аварки. все новинки которые представляют на обозрения всегда старье, новое никто не когда не покажит, это возможно только при активных боевых действиях. а таковых в мире нет! локальные не в счет.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.