Регистрация Вход
Город
Город
Город

«Серая спина» на дне Охотского моря

Как американцы украли у СССР ядерные бомбы


В один из майских дней 1976 года тогдашний заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмирал Анатолий Штыров, как всегда, просматривал разведывательную сводку за прошедшие сутки.Его внимание привлекло сообщение о том, что в Японию, на военно-морскую базу Йокосука, прибыла подводная лодка «Грейбэк» («Серая спина»), а также командующий американским Тихоокеанским флотом адмирал Томас Мурен. Он вручил награды 67 членам команды подлодки. Зная скупость американских военных на награды, появление столь многочисленной группы военных моряков, среди которых оказались и подводные пловцы — «тюлени», отмеченных орденами и медалями, насторожило Штырова. Тем более что ему хорошо было известно: дизельная подлодка «Грейбэк» предназначалась для выполнения особо секретных разведывательно-диверсионных задач.

 

У наших моряков на «Грейбэк» давно был «зуб». Именно эта лодка в 1967 году с полигона к югу от острова Русский, что в заливе Петра Великого, похитила две новейшие секретные морские мины. Эти мины проходили испытания и специально были выставлены для показа в период инспектирования Тихоокеанского флота Главной инспекцией министерства обороны СССР.

«В те годы американские подводные лодки, можно сказать, паслись у нас под носом, в заливе Петра Великого, — вспоминал контр-адмирал Штыров. — Доходило до того, что они фотографировали в перископ наши морские парады и даже красоток на пляже Владивостока».

Анатолий Штыров стал анализировать всю полученную за последнее время развединформацию. И пришёл к выводу, что в Охотском море потерпел крушение наш стратегический бомбардировщик с ядерными боеприпасами на борту. О чём моряки не были информированы командованием родных ВВС. Чётко соблюдался принцип межведомственных барьеров. Даже во вред делу.

К слову сказать, в 1970-е годы на Дальнем Востоке советские стратегические бомбардировщики Ту-95М несли боевое дежурство в воздухе в ответ на американские полёты с ядерным оружием на борту по программе «Гигантское копьё».


Вернёмся к мемуарам контр-адмирала Штырова.

 

«Тщательно изучив всю имеющуюся информацию, — вспоминал он, — я попросил командующего Тихоокеанским флотом принять меня для важного доклада. Адмирал Маслов внимательно выслушал моё сообщение. А потом спросил: «И вы хотите, чтобы я доложил об этом в Москву?» Он молча отодвинул от себя документы, которые я ему представил. В его глазах явно читалось: «Чтобы я доложил и получил по шее? Самолёт не мой, а море-то моё!» Я всё понял, собрал документы и вышел из кабинета».

 2

Что же произошло весной 1976 года на самом деле, стало известно лишь много лет спустя из рассекреченных документов американской военной разведки, Белого дома и воспоминаний сотрудников спецслужб США и СССР.

 

Незадолго до неудачного визита Анатолия Штырова к командующему ТОФ на стол начальника Разведывательного Управления министерства обороны США (РУМО) генерал-лейтенанта Сэмюэля Уилсона легло срочное донесение Северного сектора японской системы ПВО «Сейдж». В нём говорилось о том, что локаторы на острове Хоккайдо зафиксировали падение советского стратегического бомбардировщика Ту-95М у восточного побережья острова Сахалин, в заливе Простор. На его борту, по данным разведки, могли находиться две «красные головки». У РУМО возник план: попытаться найти погибший Ту-95М и обследовать столь лакомый с разведывательной точки зрения секретный объект. А заодно попытаться завладеть советскими ядерными бомбами. Для этого решили использовать обычную подводную лодку, переоборудованную для выполнения специальных разведывательно-диверсионных заданий. На ней установили новейшую для того времени поисковую акустическую аппаратуру и чувствительные магнитометры.

 

Пентагон смущало только одно «но». «Тушка» рухнула в советских территориальных водах, у самой границы. И вторжение субмарины без опознавательных знаков могло вызвать крупный международный скандал. Однако из анализа фотографий, сделанных спутником космической разведки США, и других разведданных стало понятно, что Москва отказалась от поисков и подъёма бомбардировщика с атомными бомбами на борту.

 

В Вашингтоне немедленно собрали Совет национальной безопасности. На нём было принято решение провести секретную операцию под кодовым названием «Голубое солнце». Спустя сутки из военно-морской базы Йокосука в море вышла подлодка «Грейбэк» под командованием капитана Фила Бикона. На её борту кроме экипажа находилось трое «тюленей»: капитан Майкл Грант, лейтенант Дрю Вуд и мастер-сержант Дэвид Пирсон. На них возлагалась самая опасная часть задания: обнаружить и обследовать упавший советский бомбардировщик и постараться разыскать ядерные бомбы, которые могли находиться на его борту.

3

Американская субмарина довольно быстро нашла место катастрофы Ту-95М. Удивительно, но никаких советских кораблей в этом районе не было. Это облегчало американцам выполнение задачи. Диверсанты на подводных скутерах с мощными прожекторами начали поиски самолёта. На глубине 40 метров они увидели разбросанные части бомбардировщика. А вскоре и хвостовое оперение первой бомбы, зарывшейся в песок. К ней попытались подплыть Вуд и Пирсон. Но Грант жестом их остановил и сам приблизился к опасной находке. Вытащив счётчик Гейгера, он измерил уровень радиации — она зашкаливала. По инструкции находиться в такой зоне разрешалось не более часа. Через полчаса нашлась вторая «красная головка». На первый взгляд находки были не повреждены. Об итогах поиска немедленно было сообщено так называемому секретному «Комитету 40» при президенте США. В его экстренном заседании принимали участие представители Совета национальной безопасности, ЦРУ и Государственного департамента. Вопрос один: что делать со столь опасными находками? Мнения разделились. Одни считали, что следует тайно вывезти бомбы. Другие же доказывали, что их транспортировка связана с большим риском — в конце концов бомбы могут взорваться. Последствия могут быть катастрофическими для многих стран. Все были едины в одном: о находке Москва ничего не должна знать. Чтобы снять все опасения, решили пригласить специалистов по ядерным вооружениям. Они заверили, что предохранительные устройства всех американских ядерных боеприпасов имеют высочайшую надёжность. Предусмотрена также возможность их падения с большой высоты. По данным технической разведки, такие же меры безопасности используются и советскими конструкторами. Так что вероятность самопроизвольного взрыва при транспортировке ядерных бомб почти равна нулю, хотя стопроцентную гарантию не может дать никто.

 

В итоге двухдневного спора план операции, который представило РУМО, получил одобрение. Для её проведения было решено задействовать всё ту же подлодку «Грейбэк» и перевезти найденные бомбы в её шахтах для крылатых ракет. Для второго визита на подлодку снарядили отряд боевых пловцом теперь уже из 40 «тюленей». Для безопасности поверх  резиновых костюмов на них надели свинцовые «майки» и «трусы». Пловцов также снабдили мощными буксировщиками с гидравлическими подъёмными устройствами. Откопать «толстушек» проблем не было, и их спокойно доставили на борт субмарины.

 

В качестве трофея американцам достался и секретный авиационный блок «свой-чужой». Таким образом «кража без взлома» была осуществлена успешно. Операция «Голубое солнце» завершилась. За её успешное проведение из 73 членов экипажа подводной лодки «Грейбэк» 67 были награждены орденами и медалями США.

 

Ведь случай этот сам по себе до сих пор считается уникальным в американской военной истории. Правда, трое боевых пловцов — капитан Майкл Грант, лейтенант Дрю Вуд, мастер-сержант Дэвид Пирсон — потом в течение длительного времени лечились от лучевой болезни.

4

Интересно, что до сих пор нет никаких открытых советских и российских источников, свидетельствующих о том, чей экипаж Ту-95М — морской или дальней авиации — погиб в 1976 году в штормовых водах Охотского моря.

 

Известно только то, что примерно в том же районе, но ранее, 19 сентября 1971 года, разбился бомбардировщик Ту-16 из авиагарнизона Воздвиженка Приморского края. Командир экипажа майор Татарчук и шесть лётчиков погибли. 


Владимир Богданов

 

«Российская газета» специально для «Эхо планеты»

 

Эхо планеты, № 34



Источник: http://www.ekhoplanet.ru/history_print_2033_16915, http://atnews.org/news/kak_amerikancy_ukrali_u_sssr_jadernye_bomby/201…

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

atlakatl

Халявность + секретность + межведомственные барьеры = получилось что получилось. Американцы и японцы место падения вычислили. Только нашим не до бомб было. Хорошо, что хоть у террористов подобных подлодок не было.

Ответить


Очень захватывающая история! США вывезли боеголовки на дизельной подводной лодке.
Ключевое слово: дизельная подводная лодка, громкая и заметная.

Ответить

ac

шум на дизельной подводной лодке в подводном положении создают не дизеля.
Меня насторожило в этой истории то, что наши слишком быстро отказались от поисков ядерных бомб, как-то это не правдоподобно.

Ответить

Всмысле специально дали американцам забрать?

Ответить

Гром

Да ну, в чём смысл ? Просто, как обычно, все отцы- командиры пообо.рались с перепугу перед вариантом жёсткой ответственности перед Леонидом Ильичом, и стали перепихивать ответственность друг на друга. Янки не дураки- махом свою партию сыграли. Прецедент, конечно, ошеломляющий )

Ответить

Гром

По моему всё зависит от ёмкости аккумуляторов лодки. Ведь в боевом походе лодка идёт на них, заряжая аккумуляторы по ночам, всплывая на поверхность. Ну и все зависит от шумности двегателей. Я не спец, но, по моему уже у гитлеровцев были такие малошумные дизели.

Ответить

Дизельная подводная лодка как раз наиболее скрытная.

Ответить

Дизельная лодка под водой идет на электродвигателях с питанием от аккумуляторов. Шумность минимальная.

Ответить

Гром

Ну акустики один хрен их отслеживают )

Ответить

А это уже как повезёт и насколько продвинуты остальные технологии. Не зря у сколько-нибудь современных подлодках, если их выставляют на обозрение, даже винты зачехлены, чтобы не стырили конфигурацию, создающую минимальные шумы.
Ну, и амерские подлодки, увы и ах, были всё же менее шумные, чем наши в целом.

Ответить

putnik-ost

Вряд ли. Это дело сразу бы оказалось у особистов, а им всё едино - что флотские, что летуны. Руководство всех и вся поставило бы на уши и ни то что дизелюха, а и байдарка бы не вошла в бухту. Над ней бы по кругу летали самолёты ПЛО и кораблей было бы как на параде. Глубина была относительно небольшая, потому что "котики "
вручную утащили бомбы, на такой глубине остатки самолёты обнаружили бы очень быстро

Ответить

С одной стороны так. А с другой стороны, ставили же амеры "жучок" на подводный кабель связи...

Ответить

Если правда, то это еще раз подчеркивает - армия мирного времени у нас очень быстро превращается в бюрократический аппарат.

Ответить

Гром

Ну да, это так ) Поэтому янкесы и воюют нон-стоп. Хотя и у них ляпов хватало, и хватает ) Да и генералы выбиваются далеко не всегда по знаниям и умениям ) Чаще- за счёт каменной задницы, и длинного, бархатного языка )

Ответить

Да это есть у всех армий мира.
В случае начала большой войны начинается отсев командиров, вполне справлявшихся с со службой в мирное время, но не способных воевать.
И в генералы в любой армии мира выбиваются не те, кого следует в них производить.
Просто мы уже столько воевали за свою историю, что пора бы и сделать выводы и вывести какие-то критерии отбора, чтобы процент таких командиров минимизировать... Но...
Имеем почему-то то, что имеем...

Ответить

Гром

-Имеем почему-то то, что имеем...
Да не, в армейке чуть иначе:
имеют, потому что имеют )) Ну ты в курсе ведь ?)))

Ответить

Аха, копать от забора и до обеда)

Ответить

Сколько можно уж эту байку пересказывать.

Ответить

Фотография с оранжевой раскраской заинтересовала, оказывается так красят перед тем как затопить)

Ответить

что-то на правду - не тянет...

Ответить

DmitrySh

Без публикации достоверных рассекреченных документов это всего лишь трёп журналистов! Хотя очень вероятно, что такая операция и в самом деле могла быть осуществлена т.к. подобные прецеденты в то время уже были: в 1974г - попытка подъёма ПЛ К-129.

Ответить

Ложь, пи..ежь и провокация.
Зная наших, можно быстрее поверить в то, что они бы на месте падения самолета для уничтожения его и бомб устроили подводный атомный взрыв.

Ответить


Туфта полнейшая.
это скажет любой кто в то время служил.

Ответить

Agent Smith

Вся история - брехня. Особенно про лучевую болезнь после переноса атомных бомб.

Ответить

Agent Smith

Я так понимаю, этот якобы "слив" американцы сделали специально, чтобы отвести глаза общественности от того, потерянных самими американцами нескольких атомных бомб над Атлантикой.

Ответить

Уши этой брехни торчат вот отсюда: http://www.proza.ru/2012/08/13/957
© Copyright: Евгений Костарев, 2012
Свидетельство о публикации №21208130957

Ответить

А до этого про пловцов писал Сергей Дёмкин.
Критика здесь http://forums.airbase.ru/2011/05/t52759--goluboe-solntse-ili-razvesistaya-klyukv a.9471.html

Ответить

        Органикс

Понятно, хрень на скорую руку. Знаете сколько весят ядрёные бомбы? Многие тонны. Чтобы одна дизельная лодка организовала поиск скрытый (чудо), размытие грунта (нонсенс), такелажные работы... тоже хрень, как заводить крепления? Аквалангистами чтоль? Транспортировку (небывальщина)? Короче легенда пиндосов для увеличения пиндосами гордости за свою великую-могучую, и для позора нам. Они ещё каждому шнурок могут выделить, чтоб удавиться. Но. Наш аналитик УМЁЁЁН....

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.