Регистрация Вход
Город
Город
Город

Почему Ньютон не появился в Китае

1.



Увлечение синологией быстро переросло у Нидхэма в серьезную исследовательскую работу.
Фото с сайта news.xinhuanet.com


Импульсом для подготовки нижеследующего текста для меня послужила книга Андрея Ваганова «Дети Парацельса» (М., Издательство «НГ», 2011 г. – 189 с.). Читая ее, я ловил себя на мысли, что неоднократно упомянутые в ней великие имена английской и мировой науки Исаак Ньютон, Джозеф Нидхэм и персонаж литературы фэнтези Гарри Поттер (им фактически посвящены три из шести разделов книги, научно-художественных исследований автора) подтолкнули меня на размышления вокруг упомянутых образов. Причем в тесной взаимосвязи!

 

Конкурент Гарри Поттера

Казалось бы, какая может быть связь между литературным образом Гарри Поттера и выдающимся эмбриологом истекшего столетия Джозефом Нидхэмом? Тем более – Гарри Поттера с «отцом» всемирного тяготения Исааком Ньютоном, прославившимся более трех веков тому назад.

 

Несомненно, что в начале нынешнего тысячелетия Гарри Поттер стал символом интеллектуальных приключений современного подрастающего поколения. Более того, как отмечает Андрей Ваганов, ученые-антропологи, сделав анализ царапины на лбу Гарри Поттера, пришли к выводу, что этот «неизгладимый знак – метка героя, по ней узнают Гарри Поттера окружающие». Мало того, оказывается, что шрам Поттера обладает магическими свойствами, он живет своей жизнью, сообщая владельцу о грядущей опасности, подобно тому как последствия обычных травм предупреждают нас о перемене погоды.

 

Но оставим нашего литературного героя в покое, тем более лишь четверть века тому назад в научном мире той же Англии был его своеобразный прототип. Со всей ответственностью хочу заявить, что имя английского профессора Джозефа Нидхэма (1903–1995) среди ученого сообщества и мировой общественности пользовалось во второй половине ХХ века такой же популярностью, как сегодня литературный персонаж Гарри Поттера. Выдающийся ученый Джозеф Нидхэм, достигший поразительных успехов одновременно в двух далеких друг от друга сферах науки, эмбриологии и синологии, опубликовал свыше 20 томов фундаментальных исследований по истории науки и цивилизации Китая. Они разошлись миллионными тиражами на многих языках мира, прежде всего на английском и китайском, на долю которых в начале нынешнего тысячелетия приходится около 70% научных публикаций.

Ограничусь здесь лишь перечислением наименований отдельных томов по отраслям науки этого фундаментального труда под общим названием Science and Civilization in China, вышедшего в 80-х годах прошлого столетия в Кембридже на английском и в Пекине и Тайбее на китайском языках (в общей сложности около 10 тысяч страниц!). Итак, три тома – по математике и по наукам о Земле; три тома – по физике и физическим технологиям; семь томов – по химии и химическим технологиям, включая военную технологию и ракеты; шесть томов – по биологии и биологическим технологиям и, наконец, два заключительных тома под названием The Social Background: General Conclusions and Reflections.

 

Небезынтересно, что некоторые ученые обвиняли Нидхэма в марксистском подходе при анализе социально-экономической ситуации в китайском обществе, четко сформулированном как раз в двух последних томах. Эти тома Дж. Нидхэм успел завершить к своему 80-летию.

 

В XX веке в сфере китаеведения прославились десятки выдающихся ученых: французы Е.Шаванн и П.Пиллио, Ф.Хиртц и В.Банг – немцы, отечественные академики В.М.Алексеев и С.Л.Тихвинский, английский профессор Э.Х.Паркер – лучший знаток древнекитайского языка и другие. Но по объему высококачественной продукции Джозеф Нидхэм занимает, пожалуй, среди них первое место.

 

Цивилизационный подвиг

Тут прервем наше повествование и вернемся к одному из очерков Андрея Ваганова, а именно к тому, который и дал название всей книге – «Дети Парацельса». Автор рассказывает о легендарной сказке Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», переведенной на русский язык еще в начале истекшего века аж с 480-го итальянского издания! При этом он часто перескакивает и на русский клон Пиноккио – Буратино.

 

Меня в этом эссе интересует другое – «незаменимое сочинение» Джозефа Нидхэма «История эмбриологии», переведенное на русский язык 65 лет тому назад и ставшее настольной книгой для нескольких поколений студентов и врачей нашей страны. Строго говоря, даже не это, а другое: творческий подвиг Нидхэма перед цивилизацией.

Выпускник биохимического факультета знаменитого Кембриджского университета, после окончания которого в 1925 году, проработал около 15 лет в одной из научных лабораторий университета. Очень скоро он проявил себя как выдающийся эмбриолог, защитив в возрасте 30 лет докторскую диссертацию. Там же получил профессорскую должность. Словом, к началу Второй мировой войны Джозеф Нидхэм был известен как выдающийся эмбриолог с мировым именем.

 

Но… Крутой поворот в научной жизни на 180 градусов – от эмбриологии к синологии, от биохимии к истории! Почти небывалый случай в истории науки ХХ века, если учесть, что в обеих сферах он достиг гималайских высот научного познания.

 

В 2008 году в Англии вышла книга Симона Винчестера о профессоре Дж.Нидхэме The Man Who loved China, которая моментально стала бестселлером – по всему миру распространена миллионными экземплярами – редчайший случай для научно-биографической книги! Как считает сам автор книги, в фундаментальных трудах Джозефа Нидхэма содержится полноценный ответ на с виду очень простой вопрос: что сделало Китай Китаем? Тут надо хотя бы кратко рассказать о биографии Нидхэма.

2.



Джозеф Нидхэм начал свою научную карьеру с эмбриологии.
Фото с сайта mcb.berkeleyю.edu

 

Путь двойной звезды

Джозеф Нидхэм родился в интеллигентной шотландской семье: отец – врач, мать – пианистка. Женился на коллеге по научной работе Дороти Мойл, ставшей позже членом Королевского научного общества, с которой он прожил около 65 лет. В 1928–1943 годах Нидхэм работает преподавателем и профессором биохимии Кембриджского университета. Тогда и появились его знаменитые медико-философские трактаты: «Биолог-скептик», «Великая двойственность», «История на нашей стороне», которые вывели его как биолога и эмбриолога, философа и писателя в первые ряды мировой науки.

 

В 1937 году Джозеф Нидхэм познакомился с аспиранткой своей жены, биохимиком из Нанкина Лу Гуй-чзян, ставшей его проводником в мир великой китайской культуры. Как подчеркивает Симон Винчестер, эта была необузданная платоническая любовь, овеянная мощью и привлекательностью китайской цивилизации и всего того, что касается Китая. Правда, в конце жизни (1989 год) она стала его женой.

 

В 40 лет Нидхэм начал изучать китайский разговорный и литературный язык у той же Лу, и очень быстро его осенила мысль, ставшая главным вопросом его жизни: почему Ньютон появился не в Китае, а в Англии? Сразу после избрания в 1941 году в Королевское научное общество как крупный биохимик он резко изменил направление своей научной деятельности: история цивилизации через призму истории Китая.

 

Заручившись правительственной «гарантией», как научный исследователь уехал в Китай. В тяжелые военные годы, с 1942 по 1948-й, когда немалая часть Китая находилась под японской оккупацией, Дж.Нидхэм исколесил почти все провинции Поднебесной. Он создал и возглавил там Китайско-британское общество по научному сотрудничеству. Первые его научные отчеты, опубликованные в 1944 году в Калькутте и позже в Лондоне, произвели фурор в научном сообществе Европы.

 

В Китае Нидхэм познакомился с крупным ученым Ван Лином, который стал великолепным соавтором многих его публикаций по истории китайской цивилизации. По возвращении в Кембридж (1948) Нидхэм целиком сосредоточился на синологии, хотя еще четверть века – вплоть до 1976 года – преподавал и биохимию, был ректором одного из Кембриджских колледжей.

 

Задуманный им в 40-х годах семитомник «Наука и цивилизация Китая» он начал издавать в 1954 году, и до конца ХХ века тот превратился в целую серию из 24 объемных, богато иллюстрированных фолиантов, о чем я уже упоминал выше. Итог его фундаментальных исследований – Needham Research Institute (Научно-исследовательский институт Нидхэма) с фундаментальной библиотекой по Китаю и Восточной Азии, создателем и руководителем которых он был долгие годы своей жизни.

 

Китайский взгляд на мир

По оценкам английских и российских ученых, в основе исследовательской программы Нидхэма по китайской цивилизации лежит глубокое убеждение в том, что социально-экономическая эволюция общества обеспечила постепенный рост знаний о природе и возможностях ее контролировать. Наука представляет собой абсолютную ценность, образуя общность идей прогресса, происходящих из разных культур. В конечном итоге эта научно-техническая интеграция приближает человечество к лучшему состоянию его единства и целостности.

 

Нидхэм категорически отвергал противопоставление Востока Западу и в качестве аргумента этого тезиса подчеркивал, что арабская, индийская и китайская культуры отличаются друг от друга сильнее, чем европейская от некоторых из них. Нужно брать все ценное от всех мировых культур и цивилизаций.

 

Хронология древнекитайских изобретений, по Нидхэму, выглядит следующим образом: подзорная труба – ХХII век до н.э; путеводная повозка с компасом – ХХI век до н.э.; рукописи – ХII век до н.э.; шелк – ХI век до н.э.; философия – VI век до н.э.; макароны – 490 год до н.э.; арбалеты, стремена – IV век до н.э.; палочки для еды – IV век до н.э.; каналы – III век до н.э.; металлические деньги – I век до н.э.; бумага – 100 год н.э.; матрицы для решения линейных уравнений – III век н.э.; сталь и стальное оружие – V век; Единый государственный экзамен – VII век.; хомут – VII век; корабли с колесными двигателями на человеческой тяге – IX век; книгопечатание – 868 год; печи для обжига фарфора – 1004 год; печатные бумажные деньги (банкноты) – 1024 год; чайная церемония – VIII век; порох – Х век; мелиорация – XI век; шлюзы – XI век; зубная щетка – 1498 год; роман – XVI век… Далее – застой...

 

Изучая достижения Китая в развитии точных наук, в частности в математике и физике, Нидхэм доказал, что китайцы первыми в мире ввели десятичные дроби и пустую позицию для обозначения нуля, построили десятичную метрологию. В области физики в Китае наибольшее развитие получили оптика, акустика и теория магнетизма, в то время как в Европе при относительном развитии других отраслей механики и физики почти ничего не знали о магнитных явлениях. Китайцы во многом опережали Запад в осмыслении теории непрерывности и дискретности.

 

Но тем не менее феодальный Китай начинает уступать феодальной Европе, которая быстро и умело подключается в мировую торговлю, что и выдвигает новые требования перед наукой.

3.



Капитальный труд Нидхэма «История эмбриологии» (М., 1947) до сих пор остается настольной книгой для российских ученых.

 

Профессор Нидхэм четко сформулировал и теоретически обосновал свой «великий вопрос»: почему современная наука возникла не в Китае, а в Европе, несмотря на то что в течение почти двух тысяч лет до эпохи Возрождения и научной революции XVI–XVII веков Китай опережал Европу по всему спектру научно-технических достижений? Почему к тому времени дальнейшее развитие науки в Китае приостановилось? В чем главная причина?

 

Вот какое объяснение дает Нидхэм. Вплоть до XV–XVII веков Китай сильно опережал Европу в сфере научных познаний и открытий, по существу, по всем направлениям. И все благодаря тому, что в Китае была отличная от средневековой Европы социально-экономическая система, где отсутствовал военно-аристократический феодализм, образованный по наследственному принципу.

 

После образования централизованной Китайской империи страна управлялась единым феодальным властителем – императором посредством ненаследственной гражданской власти: учеными-бюрократами, прошедшими через систему Единых государственных экзаменов (ЕГЭ!), которых называли шэнь-ши, то есть ученые джентри. Они и способствовали развитию теоретической и прикладной науки. В этом – основа развития прогресса в империи. Кстати, Европа восприняла китайскую идею экзаменов на компетентность для административных должностей лишь в XIX веке.

Фундаментальные исследования Дж.Нидхэма убедительно продемонстрировали огромные достижения китайской науки и технологий. Он также доказал, что социальное и экономическое устройство по сравнению со средневековой Европой отличалось во многих отношениях большой рациональностью. Главный вывод Нидхэма заключается в следующем. В течение 15 веков нашей эры китайская цивилизация умела использовать знание природы для удовлетворения нужд человека лучше, чем это удавалось Западу, Европе.

 

Феномен Ренессанса

В то же время общеизвестно, что развитие рынков порождает рост технологий и высокий уровень технологического развития. Именно эти задатки и перехватила Западная Европа в эпоху Ренессанса. В этот период как раз раздутое бюрократическое управление мандаринов Китая не было заинтересовано в развитии торговли внутри страны, и особенно в расширении торговли за пределами Поднебесной. Таким образом, подчеркивает Нидхэм, современная наука, возникнув в Китае, как бы остановилась в своем развитии из-за деградации сложившейся социально-экономической ситуации, прежде всего управляющего страной бюрократического класса мандаринов.

 

Европа пошла по пути развития международной торговли в условиях новой зарождающейся капиталистической формации. Тогда и появилась механика Галилея и Ньютона и через несколько веков, уже на пороге ХХ века, квантовая механика Эйнштейна и Планка, квантовая физика Резерфорда и Бора, Дирака и Абус Салама, ставших лауреатами Нобелевской премии вслед друг за другом.

 

Несколько слов о международной общественной деятельности Джозефа Нидхэма и его заслугах. В начале 50-х годов прошлого века он активно работал в составе Международной научной комиссии, подтвердившей применение США бактериологического оружия в Северной Корее и Китае. В 1960–1970-х годах выступал против войны во Вьетнаме. В 1970–1974 годах был президентом Международного союза истории науки и философии. Возглавлял созданный Тьером де Шарденом Центр будущего человечества и Ассоциацию рационалистической прессы.

 

В 1968 году Нидхэм получил медаль Дж.Сартона, в 1985 году – приз Дж.Бернала, в 1985 году – китайский орден Бриллиантовой Звезды, в 1994 году – серебряную медаль Альберта Эйнштейна от ЮНЕСКО. При его жизни китайцы поставили несколько памятников Джозефу Нидхэму.

2011-12-14 / Юлдуз Нуриевич Халиуллин - кандидат экономических наук, действительный член Международной экономической академии Евразии



Источник: http://www.ng.ru/science/2011-12-14/14_china.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

китай наука Нидхэм

 

Комментарии:

atlakatl

Китай, благодаря своей бюрократизированности и особенностям культуры – даосизм, склонность к отвлечённым рассуждениям, - остановился в своём развитии на сотни лет. Кэцзюй, то бишь ЕГЭ, состоял из проверки знаний по классической литературе, столь же отвлечённой от жизни, насколько же древней. Дураков, наверное, отсеивал, но умных не выделял. Естественных наук знания были абсолютно не востребованы.
А Европа в кровавой средневековой каше всё-таки проявляла интерес к науке как к таковой. Изучала и заново осознавала античную науку, - а это мощный пласт математики, астрономии, механики. Да, был навязанный Церковью аксиоматичный авторитет Аристотеля. Но методы и выводы Пифагора, Гиппарха, Архимеда тоже изучались. Система университетов позволяла сохранять знания, а учёным - заниматься только наукой.
Арабы заимствовали знания из Индии (нынешние, арабские цифры, - индийские), сами имели сильных учёных. В период Реконкисты их знания опять же обогатили европейскую науку.
Открытия Ньютона были объективно предопределены самим развитием европейской цивилизации. Не он, так Лейбниц или Гук создали бы основы матанализа и классической физики.

Ответить

что то мне подсказывает, я может и не прав, но именно достижения Китайской цивилизации, по крайней мере по официальной истории, до сих пор пользуется всё человечество.:)
P.S. Как говорится всему своё время. :)

Ответить

atlakatl

Бумага, компас, порох и книгопечатание.
Не так много.
Или Вы имеете ввиду, что бОльшая часть ширпотреба для «золотого миллиарда» сейчас «Made in China”?

Ответить

самое смешное что made in china заклеивается на made in ... по вашему усмотрению. :)
P.S. Я имею ввиду что в какое-то определённое время эти открытия-изобретения дают толчок к дальнейшему развитию цивилизации.

Ответить

Между прочим, кораблестроители Нового времени многое позаимствовали у китайских корабелов. Тогдашние западные корабли были карликами по сравнению с кораблями китайцев.

Ответить

Как будто в наше время юристы изучают физику с химией! :)))
Даосизм никогда не был государственной религией Китая - преобладало конфуцианство (которое, кстати, трудно назвать религией.) Скорее, конфуцианство было государственной идеологией. Где во главу угла ставились традиция, гармония и ритуал. И какого развития вы хотите от государства, ставящего во главу угла такую идеологию?
Если же сравнивать образованность средневековых чиновников - китайского и европейского - думаю, китайский был бы образованнее.
"Кэцзюй, то бишь ЕГЭ, состоял из проверки знаний по классической литературе, столь же отвлечённой от жизни, насколько же древней. "
Ну, вообще-то требовалось хорошее знание конфуцианского пятикнижия. А там, наравне с отвлеченными идеями, содержится немало мыслей об социальных и общественных отношениях, интересными и сейчас. А чем пичкали в средневековых университетах? Мертвой латынью и еще более отвлеченной от реальной жизни богословской хренью? Нет, там, конечно, учили и логике, и арифметике с геометрией и даже астрономии с музыкой. Но два последних предмета к государственной службе имеют как-то очень отвлеченное отношение.

Ответить

я наверно неправ, но даосизм это скорее какое-то "отколовшееся" философское учение в буддизме. Как-то слово секта к буддизму не вяжется. :)

Ответить

Вы не правы. Идеология даосизма родилась вне буддизма, более того, оба этих учения имеют больше различий, чем сходства. Но учитывая китайский менталитет причудливо сочетать множество учений и применять их на практике в зависимости от жизненной ситуации, то идеология одного учения влияет на другое учение. Поэтому в Китае не наблюдалось религиозных войн как таковых. Один западный историк высказался примерно так: в личной жизни китаец даос, в общественной жизни - конфуцианец, а в трудных ситуациях обращается к буддизму.

Ответить

atlakatl

Всё правильно, согласен. Кроме:
--------------------------------------
… там, конечно, учили и логике, и арифметике с геометрией и даже астрономии с музыкой. Но два последних предмета к государственной службе имеют как-то очень отвлеченное отношение.
======================================
Так об этом и речь. Китайская бюрократия достигла совершенства, застопорив всё остальное. А в европейском бардаке у учёных всё-таки были возможности для занятий естественными науками. Так Ньютона пару раз избирали депутатом. Так он вёл себя в парламенте очень вяло. Нынешние парламентарии на заседаниях в онлайне обитают, а он, наверное, тайком задачки решал.

Ответить

Вы всерьез считаете, что китайцы в естественных науках были полными неучами???? :))))) Вам напомнить про китайскую медицину, тайны которой западной медицине не по зубам?
По поводу пресловутой астрономии:
Китайские астрономы сумели измерить длину градуса меридиана. Задолго до европейцев они открыли пятна на солнце, а в XIII веке создали календарь, в котором длительность года расходилась с истинной величиной лишь на 27 секунд.
http://www.kazunitrade.ru/history/162-nauka-kitaj.html

Ответить

atlakatl

Сабжевая статья называется «Почему Ньютон не появился в Китае». Иными словами, почему матанализ и классическая физика появились в Европе. В ХVII веке. А затем там же сии науки стали стремительно развиваться. А в Китае, несмотря на их прежние научные результаты и изобретения, никакого скачка не последовало. И подобное положение в науке сохранялось до последнего времени. Китайские математики и физики и в XX веке достигали успеха только вне Китая.

Ответить

        Мелиоратор

А мне смысл статьи видится совсем по-другому.Китайцы просто не торопили прогресс,не давали материальному возвыситься над духовным,нельзя иметь ядерное оружие,не представляя его опасности(как пример).Видимо считали,что человечество не готово... В настоящее время китайцам просто приходится соответствовать,чтобы элементарно выжить,да и буддистов там поубавилось,эпоха потребления дает свои плоды.

Ответить

Bacillus anthracis

Познавательненько....
Вот так и пишется Офыцыальная История. Кто-то накропал Труд. Поимел учеников. Которые поимели общество и родили Аксиому. И пофигу, что Историю, оказывается, написал эмбриолог. Ему можно. А вот математику Фоменко в Историю лезть "Не сметь!", ибо нех!

Ответить

        катарина

китайцы очень умные они изобрели множество нано технологий..

Ответить

А еще они изобрели лекарство, развивающее моск блондиног...

Ответить

        катарина

вася пиши правильно не моск а мозг...

Ответить

Во! уже начало действовать!

Ответить

        катарина

на себе опробуй..

Ответить

        катарина

козёл..

Ответить

блондинка...

Ответить

        катарина

я не блондинка я брюнетка..

Ответить

Мне снизу виднее

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.