Регистрация Вход
Город
Город
Город

Что русскому школа, норвежцу - университет

14.02.2012

 

Правда.Ру" неоднократно рассказывала о судьбе россиянки Ирины Бергсет, у которой норвежские социальные службы отобрали двоих детей. Старшему мальчику удалось бежать в Польшу, куда вслед за ним выехала и мать. Младший сын по-прежнему остается у отца-норвежца, которого его бывшая жена обвиняет в сексуальном насилии по отношению к детям.

 

Но сегодня мы решили поговорить с ней о другом. По воле драматических обстоятельств старшему сыну Ирины пришлось в течение минувшего года сравнить сразу три системы школьного образования: в Норвегии, Польше и России. Попав в конце концов в обычную московскую школу, первое, что он сказал матери: "У меня такое впечатление, что я поступил в университет".

 

— Что представляет собой система школьного образования в Норвегии?

— Местное обучение — одно из самых продолжительных. Дети поступают в школу в 6 лет, а заканчивают ее в 19. Начальная ступень длится с первого по седьмой класс включительно. Все первые семь лет у детей один учитель, который преподает им всю школьную программу. Впрочем, это несложно, поскольку объем знаний небольшой. Например, весь первый год дети учат буквы.

 

Вообще, домашние задания там, можно сказать, почти отсутствуют. В начале недели школьник получает листок с расписанием занятий и заданием на всю неделю. Например, по английскому языку семиклассникам предлагали выучить за неделю шесть или восемь слов — на выбор ребенка. У нас с сыном всегда были баталии по этому поводу. Я заставляла его учить восемь слов, а он, естественно, хотел только шесть.

 

В принципе, это был повод для него пожаловаться на меня в службу опеки. Потому что заставлять ребенка делать домашнее задание считается насилием. В каждой школе обязательно на видном месте висит плакат с указанием номера телефона, куда ребенок может позвонить и пожаловаться на родителей. А на общем собрании в начале года родителям почти час рассказывают, какие права имеют их дети и что последует в том случае, если эти права будут нарушены.

 

— А система оценок там существует?

— В начальной школе, то есть по седьмой класс включительно, никаких оценок нет. И вообще, главный принцип норвежской школы — никакого сравнения между детьми. Дело в том, что в классе часто учатся и умственно отсталые дети, так что не нужно, чтобы кто-то чувствовал свою неполноценность. С одной стороны, это вроде бы правильно, но с другой — у детей нет никаких ориентиров, представлений, к чему нужно стремиться.

 

Поэтому, например, на уроках чтения никто никогда не читает вслух — это запрещено, чтобы ученики не сравнивали себя друг с другом. Учитель отдельно вызывает ученика в другое помещение, чтобы он прочел текст вслух. Вся система оценки знаний ученика построена на тестах. В домашнем задании по норвежскому языку ученику нужно всего лишь подчеркнуть нужную букву, обвести кружок с правильным ответом, в крайнем случае написать одно слово. Никаких письменных заданий нет в принципе.

 

— Наверное, учиться в такой школе очень легко и приятно?

— Конечно. Правда, учиться все равно никто не хочет. В том поселке, где мы жили, почти никто не заканчивал школу. Все бросали и устраивались на работу — куда-нибудь на автозаправку или кассиром в магазине. А зачем напрягать мозги, получать высшее образование, если государство и так обеспечит неплохой уровень жизни. Поэтому теперь в Норвегии ощущается дефицит квалифицированных кадров — тех же врачей, которых они вербуют по всей Европе.

При этом местный районный врач должен быть буквально "мастером на все руки", как и учитель в школе. Получить направление к конкретному специалисту чрезвычайно сложно, это считается дополнительной нагрузкой на государство. Поэтому своей очереди на прием к хирургу или невропатологу больной может ждать годами.

 

Иногда доходит просто до абсурда. Я с ребенком обратилась к местному врачу — посоветоваться по поводу родинки. "А давайте ее удалим", — тут же предложила врач, при этом честно признавшись, что она никогда раньше этого не делала. И вообще не имела никакой медицинской практики — работала экспертом в страховой компании в Восточной Германии, где оценивала травмы клиентов — страховой случай или нет.

 

Когда я в ужасе спросила, как же она будет удалять родинку, если у нее нет опыта, врач строго ответила: "Вы что, мне не доверяете?" Открыла медицинский справочник (он там у каждого врача) на странице "удаление родинок" и начала мне вслух читать: "Протрите кожу спиртом, возьмите скальпель, ничего сложного!"

 

С огромным трудом я умолила ее дать мне направление к хирургу в Осло. Там нужную операцию сделали, правда, располосовав ребенку при этом полспины. Чтобы удалить маленькую родинку, хирург наложил шесть швов. Неудивительно, что многие норвежцы ездят лечиться в другие страны.

 

— Вы говорили, что в Норвегии работали в местной школе. Так что тоже удалось наблюдать систему образования изнутри?

— Да, причем я работала в суперсовременной школе, так называемой школе будущего. Она представляет собой здание, в котором практически нет дверей. Ученики с первого по четвертый класс собираются в одном большом помещении. Там их рассаживают по небольшим группам и дают задания: кто-то поет, кто-то рисует. Например, с первоклашками мы выясняли, что кому приснилось накануне. Идея в том, чтобы у ребенка не было стресса при переходе из класса в класс — вроде как все вместе. Но я видела реакцию одного русского мальчика. В России он ходил в первый класс, а тут его сразу определили в третий. Но все равно ему было дико скучно и неинтересно в школе, он уже все это выучил.

 

Конечно, в Норвегии есть и школы для элиты. Как правило, обучение там стоит в переводе на наши деньги 75 тысяч рублей в месяц. Но зато и знания будут более углубленные. Там учатся дети обеспеченных людей, для кого образование имеет ценность.

 

Для всех остальных — минимум знаний. Причем акцент делается только на то, что имеет отношение к Норвегии. Например, на уроках музыки дети изучают исключительно Грига. При этом за все семь лет им даже ни разу не дали послушать его произведения на уроке. Просто раздали детям дудочки, чтобы они заучивали несколько тактов из произведений этого норвежского композитора. Другой музыки в данной программе просто не существовало.

 

Также и с историей. Такого предмета просто нет. Минимум исторических фактов дети получают, изучая историю религии. Зато сексуальное просвещение начинается буквально сразу. Первоклашкам показывают фильм на тему, откуда берутся дети, где подробно объясняется, как пользоваться презервативом.

 

— Как Саша воспринял российскую систему образования после норвежской школы?

— Первое время он был просто в шоке. Признался мне, что ему кажется, что он попал не в школу, а в университет. Его особенно удивила речь его сверстников. По словам Саши, они говорят как академики или политики. И это в обычной районной школе! Хорошо, что у нас оказался своего рода "буфер" в виде польской гимназии.

 

В Польше, конечно, по-разному относятся к Советскому Союзу, но все признают, что советское образование и медицина были самыми лучшими. Сегодня в их школах тоже пытаются привить западное облегченное образование. Но они пока держатся, правда, школьная программа отстает от российской примерно на год.

 

Так что, благодаря Польше, Саша оказался чуть более подготовленным к российской школе. Но все равно его не хотели брать в восьмой класс из-за слишком большого отставания. Как мне сказал учитель математики, "мы же квадратные уравнения проходим, а у вашего сына вместо математики просто черная дыра".

 

Но я попросила учителей дать нам один месяц, чтобы наверстать упущенное . И очень благодарна, что нам пошли навстречу. Купила учебники за все предыдущие годы и вместе с сыном мы их проштудировали за месяц. Когда он получил по физике и химии итоговую "тройку" в четверти, впервые начав изучать эти предметы в ноябре, это для меня стало самой настоящей победой!

 

Светлана Сметанина

 



Источник: http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/14-02-2012/1107917-schoo…

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

образование

 

Комментарии:

Скоро и у нас благодаря Путину и единороссам будут все школы такие как в Норвегии!!!

Ответить

Черная заказуха на правде.ру в преддверии выборов. Тем кто хоть как-то связан со сферой образования думаю и так понятно, что у нас уже все полностью разрушено. А дальше будет только хуже ибо кадров нет, положительных реформ нет.

Ответить

Первый шаг сделан - акваторию в Баренцевом море уже подарили норвегам.
Щас ещё на 12 лет Обещалкина выберут - глядишь и у какого-нибудь Мурманска появится шанс испытать на себе норвежскую образовательную систему.
А что, главное ведь лодку не качать, а то крыску тошнит :)

Ответить

xxxxx

Значит жить будем лучше.

Ответить

Благодаря тому же прохорову, рыжкову, навальному, собчак (хотя та уже вроде бы сменила окраску) и всяким удальцовым, ситуация будет в лучшем слуае такая же, как и сейчас. Либо, благодаря им, будет всему вообще полный пи3дeц!
Ведь вышеупомянутые граждане не собираются же возвращать советские системы образования и здравоохранения? Или все-таки уподобятся своим американским шефам, и устроят тут нам америанкский "образовательный рай"?

Ответить

Ну, я, к примеру, был бы за американский вариант против норвежского. А вы? Неужели таки за норвегов?

Ответить

Не совсем в тему, но вот что говорит Збигнев Бжизинский об системе образования в США : Вынужден признать, американский народ крайне невежественен. Он не имеет совершенно никакого представления о внешнем мире. В наших государственных школах нет такого предмета: всемирная история. Мы учим детей очень патриотической американской истории. А на самом деле это приукрашенная «рождественская» история, далекая от сложных и противоречивых реалий прошлого. Взять, к примеру, взаимоотношения с коренным населением Америки - индейцами. Как это ни обидно, но надо признать, что первые этнические чистки «именем Закона» проходили на американской земле! Тысячи индейцев были изгнаны со своих земель при президенте Джексоне… А возьмите географию. Мы ее не преподаем! Примерно 52% нынешних абитуриентов американских колледжей не могут показать на карте, где находится Нью-Йорк. 70% поступающих в высшие учебные заведения в 2003-2010-х годах не могли найти Ирак - страну, с которой мы воевали! Как-то будущим студентам предложили идентифицировать некую большую территорию, закрашенную на карте голубым цветом. Так вот, 30% из них не смогли определить, что это был Тихий океан… Вы улыбаетесь. Но это вовсе не смешно.
======================
Очевидно, что таким (необразованным) народом проще упралять, ему можно навешать любую лапшу на уши. Сейчас нашу отечественную систему образования постепенно приводят к "высоким" мировым стандартам.

Ответить

atlakatl

Основная проблема в среднем образовании – его обязательная всеобщность. А способности у детей, как общие, так и по-предметные, совершенно разные. На кого ориентируется школа – на высший, средний или низший уровень – такова и система образования. Отмена оценок, домашних заданий, занятия в общем зале – это всё издержки гуманизации.
Когда жил на селе, меня пригласили в школу вести информатику. С 6-7-ми классами факультативы, поиграли – все довольны.
А вот в 10-11 классах это был обязательный предмет. По субботам. Девчонки в один голос: отпустите нас, нам на рынок надо. В конце концов оставлял только желающих – парней по 5 из класса. С ними и занимались. Даже диффуры физических моделей программировали. А держал бы всех – что я им бы рассказывал? Конечно, это деревня, контроля поменьше. А стандартному учителю приходится тянуть всех.

Ответить

shrrr

Вы правы, но, думаю, если б у семей этих девочек не было бы проблем с финансами, то многие бы остались. По опыту работы с первокурсниками девочки хорошо и с охотой справляются с Информатикой, а парни - два-три крутых, остальные по-хуже девочек.

Ответить

rungekuttamerson

Да, да: мне тоже первокурницы нравяться больше, чем первокурсники!

Ответить

"Основная проблема в среднем образовании – его обязательная всеобщность. А способности у детей, как общие, так и по-предметные, совершенно разные. На кого ориентируется школа – на высший, средний или низший уровень – такова и система образования."
***
"И вообще, главный принцип норвежской школы — никакого сравнения между детьми. Дело в том, что в классе часто учатся и умственно отсталые дети, так что не нужно, чтобы кто-то чувствовал свою неполноценность."
- уровень образования устанавливается по уровню умственно отсталых детей.

Ответить

"Учитель отдельно вызывает ученика в другое помещение, чтобы он прочел текст вслух. Вся система оценки знаний ученика построена на тестах. В домашнем задании по норвежскому языку ученику нужно всего лишь подчеркнуть нужную букву, обвести кружок с правильным ответом, в крайнем случае написать одно слово."
- такой человек просто не сможет в будущем вести диалог или дискуссию, спор - получится тварь бессловесная. Единственное на что он будет способен - устроить бойню на каком-нибудь острове.

Ответить

rungekuttamerson

Главная разница. в том. что в Норвегии можно спокойно (и обеспеченно) себе жить безо всякого образования, работая на непристижной работе. А у нас и с образованием, как повезет...

Ответить

shrrr

Ну, если главное в жизни - существовать, ни о чем не задумываясь, то да, надо в Норвегию. Но лучше быть полуголодным волком, чем сытой овцой.

Ответить

rungekuttamerson

Ну мне хоть и нравится в ВУЗе работать, но если бы предложили зарплату раза в три больше, но работать на автозаправке, я бы как минимум задумался.
Хотя, скорее бы не согласился. а может... да хрен его знает...

Ответить

А почему кто-то должен вам что-то предлагать? Сходите на заправку, да спросите. В чём проблема? Может там и правда лучше кормят?

Ответить

Марта

Ни о чём не задумываясь - это перебор, конечно. Но вот было бы неплохо не задумываться о том, что если кто-то из нас с мужем заболеет, то семья будет жить впроголодь, а лекарства будут не по карману, если серьёзнее аспирина. Или не задумываться о том, что отдых у моря, нормальное жильё (это где за каждым членом семьи закрывается дверь комнаты, не провоцирующей приступ клаустрофобии) или машина - роскошь. Ну, и много чего ещё.

Ответить

Риторика (риторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие
***
Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:
- понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)
- инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);
- умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);
- нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).

Ответить

Пропагандонский сайт можно смело переименовывать в "полуправда.ру".
Те, у кого благодаря советскому образованию сохранились мозги, могут погуглить что такое SINTEF, чем они занимаются и чего достигли. А потом сравнить с пропагандонским высером и задуматься - не насрали-ли им случайно в мозги?

Ответить

Хотелось бы заметить, что:
(а) Судить о разных системах образования по отзывам одного единственного человека, да еще находящегося в не совсем стандартной (обиженной) ситуации -- не лучший способ сравнения оных.
(б) Норвегия -- далеко не самая большая и совсем даже не типичная страна Европы. Она для нее (для Европы) совсем даже не пример. Я бы даже осмелился сказать, что Норвегия экономически гораздо ближе, например, к России, чем к Германии или Франции. Почти вся экономика как Норвегии, так и России основана на извлечении доставшихся от Бога ресурсов и продажи их за рубеж, что есть медицинский факт (С) Бендер. Другие больше работают в классической промышленной сфере и сфере культуры.
(в) Как и многие здесь, я считаю, что Советская система образования была на голову выше остальных. Не знаю как у вас, но у нас сейчас все изменилось. И не в лучшую сторону. Так что я пока на эту тему помолчу (хотя имею детей, начавших учиться в советских школах и закончивших ее в странах Европы).

Ответить

Правда только очень странно, что "советская система" образования была настолько передовой, что ее носители в массовом порядке с великим энтузиазмом ее похерили и ринулись к объятия ранее старательно презираемому буржуазному обществу потребления. От большого ума, что ли? И вместо высокоинтеллектуальной (ну на базе-то "самого лучшего образования") промышленной экономики стойко свернули к экономике "трубы".

Ответить

rungekuttamerson

Ну так те, кто похерил образование (и продолжает этим заниматься), они то и кормятся от этой "трубы", да и дети их образование не в России получают.

Ответить

Бабуль, не путай внуков - никто никуда не сворачивал: труба была основной статьёй экспорта задолго до того, как СССР накрылся тем, о чём в нём не принято было упоминать.

Ответить

Путлер - ошибаетесь, однако, на трубу сели относительно недавно по сравнению со всеми 70-ю годами советской власти :) Только где-то 70-х. Да и то в самые "лучшие годы" экспорт нефти и газа давал не более 10% всех поступлений бюджета СССР. И не о трубе речь, а о массовом выборе граждан получивших "лучшее в мире" советское образование. Как-то умудрились с таким офигенным образованием "просрать все полимеры", а теперь снова начинают слюнями и соплями раскаяния это образование поливать.

Ответить

Любопытно, где бы про это почитать?
Есть хорошие обзорные статьи по экспорту послевоенного СССР?

Ответить

rungekuttamerson - в том-то и проблема, что "херели" советскую власть высшие чины этой советской власти под неземной энтузиазм большей части населения... учили-учили их "доброму, умному вечному", а они выбрали "колготки, туалетную бумагу и колбасу" :)

Ответить

дык вроде как знания человеку для того и нужны, что б окружающую его среду комфортнее делать, а нафига знания если они этому не способствуют? в вашем примере не приносят ни личности ни обшеству в целом ни колготок ни колбасы ни туалетной бумаги в требуемом количестве и качестве.

Ответить

А толку от этого "доброго и вечного", если оно практического применения для обычных граждан не имеет? Благополучие, вроде как, прежде всего определяется бытовым достатком и отсутствием дифицита, а иначе толку от подобного "великого" образования, когда оно лишь на оборонку работает, а в домах газетками подтираются, т.к. за туалетной бумагой в очереди пол дня стоять. Это я к тому, что в советские времена была иная крайность, которую так же идеализировать не стоит.

Ответить

Марина Максимова

Ваш пост прозвучал на "Радио Сибирь" в рубрике "Интернет ФМ" Послушать можно здесь: http://radiosibir.ru/?view=internetfm

Ответить

Этим летом на экскурсии оказался с группой норвежцев, проживающих в весьма бюджетном отеле в Алании (не Рокфеллеры). Почти все они, включая детей 8-15 лет, очень бойко говорили и понимали (гида с норвежским не нашлось) по английски. Как то диссонирует с прочитанным

Ответить

OLIS

мож в деревнях Норвегии образование скуднее, чем в городах? хз короче

Ответить

А может сайт полуправда.ру лапши на уши навешивает?
В Норвегии все кроме глубоких стариков совершенно свободно говорят по-английски.

Ответить

OLIS

)))) да наверняка))
Уж явно там учат получше, чем в пендосии)

Ответить

Такая ситуация почти во всех европейских странах. Там английский является фактически вторым официальным. Это объяснется прежде всего небольшими расстоянием между странами и безвизовой свободой передвижения. Поэтому для европейца смотаться в тут или иную страну евросоюза, как для нас в другой город съездить. Вследствии чего, там невозможно найти людей, которые всю жизнь проторчали исключительно в своем государстве или те, у которых среди друзей лишь земляки. Поэтому они буквально с младенчества учат параллельно своему родному языку и английский, да и практика постоянная именно засчет всего вышеперечисленного. Иностранцами там никого не удивишь.
Я сам достаточно много путешествую и исходя из собственного опыта могу сказать, что статья очень утрированная. У меня много друзей среди европейцев, есть и один знакомый норвежец. По моим наблюдениям - такие же люди, ни глупее, ни умнее. Поэтому не стал бы лишь из прагматизма на 100% верить подобному. Везде найдутся недовольные, которые любят сгущать краски.

Ответить

Так там английский, чуть ли не второй государственный, его там все изучают и свободно говорят на нём.

Ответить

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JcZOXjGo3-E#!

Ответить

О, Б-же, какой оказывается ужастный тоталитарный строй в этой Норвегии! А нам все - первая по уровню жизни, индекс человеческого развития какой-то там... Хорошо же, что есть такие сознательные и правидвые гражданки, которые меняя родину по пять раз в жизни и, могут рассказать и провести сравнение. Будем голосовать за Путина Владимира Владимировича, чтобы не было у нас, как в поганой Европе.

Ответить

ychenik

Дошкольное и школьное образование
Образование в Норвегии начинается для детей в возрасте 6 лет и занимает 10 классов до достижения 16-летнего возраста. Школьное образование делится на 3 этапа: начальная (Barneskole), неполная средняя (Ungdomsskole) и полная средняя школа (Videregående skole). Учреждения дошкольного образования в Норвегии принимают детей в возрасте от 1 до 5 лет для того, чтобы позволить родителям работать. Учреждения эти, как правило, частные, а, следовательно, платные.
В возрасте 6 лет дети поступают в начальную школу (Barneskole), где обучение, как правило, носит характер развивающих игр. Дети воспринимают базовые навыки чтения, письма, счета, начинают изучать английский язык. Начиная со второго класса в программу вводятся такие предметы как математика, история, география, основы естественных наук. В пятом классе начинается преподавание социальных дисциплин. В о время обучения в начальной школе детям не ставятся оценки за успеваемость.
Получать оценки ученики начинают в возрасте 12-13 лет, когда переходят в неполную среднюю школу (Ungdomsskole). Программа обучения подразумевает углубленное изучения уже знакомых дисциплин и введение ряда новых. Начиная с 8 класса ученики могут выбирать один предмет по своему усмотрению (valgfag) из числа иностранных языков — немецкого, французского и испанского, а так же дополнительных занятий по норвежскому. Успеваемость и, соответственно, оценки, полученные в неполной средней школе, определяют возможность поступления ученика в полную среднюю школу по своему выбору.
Обучение в полной средней школе носит необязательный характер, но, не смотря на это, абсолютное большинство выпускников неполных средних школ решает продолжить образование. Причиной тому является закон от 1994 года, обязывающий образовательные учреждения предоставлять возможность получения полного среднего образования всем гражданам в возрасте от 16 до 18 лет. До реформы 1994 года полная средняя школа разделялась на общий, финансовый и профессиональный профили, но решением правительства они были объединены, что обеспечило наличие большего количества академических занятий в программах профессиональных школ и позволило ученикам профессиональных профилей, желающих перейти на общий профиль, не терять время, потраченное на предыдущее обучение. Позднее все же было выделено 2 профиля: общеобразовательный и профессиональный. Интересной особенностью обучения в средних школах Норвегии стало стремление правительства внедрить информационные технологии в школьное образование, выразившееся в том, что во многих регионах страны официальные власти предлагают студентам общеобразовательных профилей ноутбуки бесплатно или по крайне низкой цене. Обучение на данном этапе занимает 3 года, так что средний возраст выпускников средней школы — 18-19 лет. В конце последнего года учебы (VG3) школьников ожидают выпускные экзамены.
Кроме всего прочего в Норвегии существуют так называемые «народные школы»,
.................
это вторая ссылка по гуглу... лень было открывать другие... кто врет? автор информации в посте или автор этой ссылки?
http://www.diplomabroad.ru/norvegiya/sistema_obrazovaniya_v_norvegii/

Ответить

shrrr

Ваша ссылка указывает на рекламно-официальную информацию. Чтобы узнать вкус продукта надо его съесть. Сын г-жи Бергсет вкусил прелести норвежского образования изнутри. Вы же показываете красивую упаковку для иностранцев.

Ответить

ychenik

вполне может быть:)
но качество образования выявляется по трем показателям, о чем некоторые, чересчур резко высказались выше:
1. уровень развития страны
2. качество жизни
3. качество элиты, не полтической разумеется
Кроме того, сравнивать образование РФ и Норвегии само по себе бессмысленно - совершенно разные страны, по всем показателям от площади до национальных приоритетов
ИМХО:)

Ответить

shrrr

Правильно, каждый варит свою кашу. Проблемы возникают по истечении какого-то времени. Например, Штаты решают проблему нехватки качественных технических специалистов с помощью эмиграци (юристов там своих хватает). Шведы с финнами сами готовят их с великолепной выучкой. Немцы начинают избегать продолжения учебы после школы, уходят в сытный мелкий бизнес. И т.д.

Ответить

С чего вы взяли, что качество образования "выявляется" по "колбасным" показателям??? Я всегда полагал, что по научным...

Ответить

shrrr

Посмотрите на индексы цитирования бывших советских ученых, уехавших на Запад и сравните их с индексами цитирования наших ученых.

Ответить

Я училась в русской школе и университете, а сейчас студентка в Норвегии. Тут у меня есть много знакомых, которые работают в школе, либо у них там дети учатся. Так вот, может краски в статье и сгущены, но не намного. Требования к норвежскому школьному образованию, действительно, гораздо слабее российских. Пример - в девятом классе на математике дробями занимаются. По физике и геометрии - никаких там формул наизусть. Много пользуются калькулятором. Насчет российской школы - не знаю точно, как сильно там на практике всё изменяется сегодня. Что известно от знакомых - на начальной ступени программа усложняется, в 9 классе ввели ГИА, дети стали балованные и социальное расслоение сильнее заметно. Сама я тоже выпускалась уже с ЕГЭ. Но кроме самого факта выпускных тестов и дополнительных занятий по подготовке к ним, учились мы по хорошо накатанной старой системе. Учителя были в большинстве своем замечательные, спасибо им огромное!
К Норвегии. Про английский замечено верно – он тут преподается хорошо. Но без практики ни на каком английском не заговорить. И если для большинства россиян иностранный язык прошел ленточкой теоретического школьного-университетского курса, то тут люди гораздо чаще варятся в интернациональной обстановке. Ещё одна мощная причина в том, что в Норвегии иностранные фильмы не дублируются. Они просто идут на языке оригинала (чаще всего на англ. то бишь), а внизу норвежские субтитры. Это на тв и в кинотеатрах. В России на профильном филологическом факультете таким методом "обучают" пару часов в неделю, а тут всю страну и постоянно:) В той же Германии с английским похуже, у них фильмы дублируются на немецкий. Не утверждаю со 100% уверенностью, что причина именно в этом, но очень похоже на правду. И всё правда про мотивацию - ну не хотят люди учиться, идут работать в кафе или магазин после школы, и живут себе припеваючи. И про нехватку квалифицированных кадров всё верно. К врачам могу еще прибавить инженеров – огромный дефицит, выпускников расхватывают еще до окончания универа, знаю иностранцев-инженеров, которые получили работу без знания норвежского (с хорошим англ). Ну не сдалось норвежскому старшекласснику идти напрягать мозги в техническом вузе, когда и на заправке себя можно обеспечить. Но! при этом некоторые дозревают до необходимости учиться дальше годам к 30-40 и поступают в колледж или университет. Благо, совмещать работу и учебу тут по времени не так сложно, плюс есть возможность взять беспроцентный кредит на образование (за учебу платить не надо, все бесплатно, хоть первое, хоть десятое образование, а кредит - что наша стипендия, дается на проживание). При условии нормального академического прогресса часть кредита «прощается», а оставшееся нужно выплачивать обратно в течение 10 лет, что при местном уровне зарплат вовсе не напряжно. Разумеется, есть и такие умнички, которые сразу после школы горят желанием получать высшее образование, такие как правило очень активны во всем, и в учебе, и в общественной жизни, и начитанные, и языками интересуются, и вообще любо-дорого посмотреть))) Они тебе и про финансовый кризис, и про творчество импрессионистов, и про российскую(!) историю расскажут. Вот это, конечно, радует – когда человек имеет возможность заниматься тем, чем он хочет, учится ради знаний, а не просто ради корочек мучает гранит науки.
Возвращаясь к школе: русская школа учит работать, или если хотите, пахать в бешеном темпе, именно в России, где надо уметь существовать в условиях нехилой конкуренции. Норвежская школа дает возможность не напрягаясь получить то, что тебе надо. Тут вообще такая жизнь – спокоооооооойная, размеренная и предсказуемая. При любом исходе работа у выпускника будет, дом и машину он себе купит, поэтому после получения обязательного школьного аттестата все зависит только от уровня его интеллектуальных потребностей. Боже упаси, какая то там конкуренция или сравнение – это издевательство над личностью. Конечно, конкуренция за престижные места в университете имеется, но это уж только для амбициозных и без принуждения. А в целом всё направлено на уравниловку, и в плане способностей, и в плане материального достатка. В статье об этом тоже было – про «необычных» детей в общем классе. Огромный плюс - для инвалидов созданы просто прекрасные условия.
Ещё важное замечание – норвежские дети практически с пеленок знают о своих правах, и хорошо умеют их качать. Учитель шибко уважением не пользуется, обращения везде на ты (не только школы касается). Они, например, в курсе, что учитель не имеет права повышать голос, и в случае чего быстро поставят его на место. Недавно в школах Осло ввели новое правило – учитель не имеет права забирать у детей телефон, даже если они посреди урока в нем ковыряются. А тут многие уже с младых ногтей с айфонозависимостью =) В общем, у учителя прав особо нет, а вот у учеников хоть отбавляй. Служба опеки, о которой тоже говорится в статье, зорко следит за тем, чтоб права ребенка не нарушались ни дома, ни в школе. Порой чересчур зорко.
Я не раз слышала от норвежских преподавателей мнение, что русские студенты умные и трудолюбивые. У нас недавно на лекции преподаватель заявил: «ладно, эти математические тонкости я вам объяснять не буду. Русские (таковых на потоке человек 10) может знают, а вы всё равно не поймете». За «умные» – спасибо школьной системе. Трудолюбивые – ну конечно трудолюбивые, за такие зарплаты (минимальная около 650 рублей в час) готовы сутками работать. Норги же (опять-таки не все, но большинство) ленивы, надеюсь, из вышесказанного понятно почему. Так что судите сами. Нет смысла рассматривать школьную систему без привязки к социально-экономической и культурной ситуации. С той работоспособностью и стрессоустойчивостью, которая прививается в российской школе, в Норвегии можно адаптироваться без проблем. Если засунуть норвежского школьника в российскую школу – будет именно так, как описано в статье. Только еще раз оговорюсь, что норвежскому школьнику это нафиг не надо)) Ему и без этой несчастной математической модели чудненько живется.
Я ни в коем случае не занимаюсь восхвалением норвежского общественного устройства. В плане материального достатка тут все прекрасно, рассматривать другие стороны жизни не будем. Но я бы лично не хотела, чтоб мои дети учились в норвежской школе и росли «норгами». Такой вот «взгляд изнутри» =)

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.