Регистрация Вход
Город
Город
Город

«Варяги» уходят на Дальний Восток




Китайский авианосец, сделанный из крейсера "Варяг", проходит морские испытания

Фото: с сайта xinhuanet.com

 

Две недели назад новый китайский авианосец, который чаще всего называют его прежним русским именем «Варяг», успешно вернулся в порт Далянь из своего первого морского похода. Этот день не даром выпал на воскресенье. Советский, а потом украинский корабль, которому некогда грозила преждевременная смерть из-за бесхозяйственности и недальновидности его первоначальных хозяев, на глазах воскрес. Как гласит китайская народная мудрость, тайное становится явным – экономический рост Поднебесной постепенно переходит в наращивание военной силы. Китай на глазах становится новой морской державой, к характеристике которой вскоре, по-видимому, добавится определение «великая».


Авианосцы имеются на вооружении у совсем немногих держав. Больше всего их у США – целых одиннадцать и еще один на стапеле. Потом идут Франция, Россия, Великобритания, Испания, Италия и Индия. Это очень дорогие как в постройке, так и в эксплуатации корабли. К примеру, индийский авианосец «Вират» – это устаревший британский корабль «Гермес», построенный еще в 1953 году и приобретенный за символическую сумму в 1986-м.
Точно так же поступили и бразильцы, купив в свое время «списанный» по старости французский авианосец «Фош». Итальянские и испанские корабли этого класса – попросту говоря, «малыши», призванные скорее поддержать репутацию морских держав, а не серьезно влиять на баланс сил в Мировом океане.


Британия тоже давно утратила статус владычицы морей. Она уступает даже России, пережившей серьезный системный кризис после развала СССР и имеющей на Северном флоте однотипный с китайским «Варягом» авианосец «Адмирал Кузнецов». Из трех авианесущих кораблей Ее Величества, имевшихся в эпоху холодной войны, в строю остался только один – «Илластриес». Но и этот пережиток уходящей эпохи холодной войны не может считаться современным боевым кораблем – его водоизмещение – 22 тысячи тонн, и вооружен он самолетами вертикального взлета и посадки, а не полноценными палубными истребителями и бомбардировщиками.


Если бы конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова случился не в 1982 году, а сегодня, англичане уже не смогли бы вернуть себе эти территории в Атлантике. Попросту говоря, у них нет в наличии авианесущей группы, которая прикрыла бы с моря высадку десанта. Да и в начале 80-х эта группа уцелела в составе флота по чистой случайности. Англичане из экономии как раз собирались пилить свои авианосцы на металлолом, когда аргентинцы бросились возвращать «исконные» земли. На остатках прежнего величия флот соотечественников адмирала Нельсона и провел свою последнюю победоносную колониальную войну. Прояви тогда аргентинский диктатор Леопольдо Галтьери чуть больше выдержки и начни вторжение годом позже, когда Британия уже сама «утопила» бы свой флот, он оказался бы победителем и самым выдающимся полководцем в истории своей страны, положившим на лопатки саму «владычицу морей»!


Этот пример доказывает, как важно иметь флот для решения геополитических проблем. Британский принцип, открытый еще в конце XVII века адмиралом Торрингтоном, гласит: «Fleet in being» («Флот в наличии»). Он означает, что страна, обладающая военно-морскими силами, уже самим этим фактом способна давить на соперников и добиваться над ними превосходства, даже не вступая в войну. Флот – как дубинка. Человек с дубинкой всегда сможет легко договориться с человеком без дубинки, как «договорился» на днях с полковником Каддафи президент Франции Николя Саркози, чей флот располагает полноценным атомным авианосцем «Шарль де Голль», блестяще проявившим себя в войне против богатой, но беззащитной Ливии.


Похоже, Китай в полной мере осознал эту мудрость, следовать которой у современной Британии уже не осталось сил. Введенный в строй «Варяг» первоначально предназначался для советского военно-морского флота. Он был заложен в 1985 году в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе, а через три года спущен на воду. Корабль ожидало скорое введение в строй. Но распад Советского Союза поставил крест на этом проекте. Авианосец, имевший на момент краха СССР 67 % готовности, был законсервирован. Сначала Украина и Россия долго делили его с бурными страстями и выяснением отношений. Потом Москва уступила недостроенный авианосец Киеву. Но корабль так и оставался у стенки в Николаеве. Пока красноречивые авторы расписывали в хвастливых брошюрах для великовозрастных детей былое величие флота запорожских казаков во времена гетмана Сагайдачного, «Варяг» скорбно покрывался ржавчиной. «Воскресшая» Украина просто не знала, что делать с этим подарком судьбы.
В 1998 году единственный потенциальный украинский авианосец продали китайской «туристической» фирме «Чонг Лот Тревел Эгенси Лимитед» за смехотворную сумму в 20 млн. долларов. По сути, по цене металлолома. Не желая раздражать раньше времени мировое общественное мнение, китайцы заявили, что покупают былую гордость советского флота, чтобы превратить ее… в плавучий развлекательный центр.




По цене металлолома: китайцы буксируют авианосец «Варяг» через Босфор из украинского Николаев


Однако, по некоторым данным, «китайские товарищи» тайком приобрели еще и всю проектную документацию на этот «плавучий город». Имеются сведения, что на Дальний Восток перекочевала и часть украинских специалистов с Черноморского завода, ездивших в многочисленные «командировки».


Если это правда, то осуждать их сложно. Нынешним шароварно-вышиванным патриотам, оккупировавшим Украину, флот не нужен. Их кругозор в этой области затормозился на казацких «чайках» из дуба. А Николаев основала и превратила в центр судостроения ненавидимая шароварниками Российская империя. Именно в этом городе со стапелей различных верфей сходили на воду броненосец «Потемкин» и линейные корабли «Императрица Мария» и «Император Александр Третий». На них же строилось большинство кораблей ЧФ вплоть до заложенных перед Великой Отечественной войной линкоров типа «Советский Союз».


Новый расцвет Николаев пережил в 70-е годы ХХ века. Тогда СССР снова вернулся в Мировой океан. Все вертолетоносцы и авианесущие крейсера, поступавшие на вооружение советского флота, были построены на николаевском Черноморском заводе, который до революции носил название «Наваль». Что было делать создателям «Варяга», если их оставили без работы и надежд на будущее? Напомню, что сегодня на знаменитом предприятии из 40 000 рабочих и инженеров осталось от силы 2000! Тут не то что к китайцам побежишь, а даже к колумбийской наркомафии «в наймы» подашься – подводные лодки для транспортировки кокаина строить!


Повторивший судьбу знаменитого крейсера


В какой-то мере авианосец «Варяг» повторяет судьбу одноименного крейсера, прославившегося боем с японской эскадрой в 1904 году в Чемульпо. После сражения русский корабль был затоплен своей командой на рейде. Японцы подняли его уже после войны, восстановили и ввели в состав своего флота под именем «Сойа».
Новый «Варяг» не был достроен из-за внезапной смерти СССР, но до ума его довели китайцы, а служить он будет в тех же местах, что и его героический предшественник – на Дальнем Востоке. Порт Далянь, в котором введен в строй авианосец родом из Николаева – это русский порт Дальний неподалеку от Порт-Артура. Крейсер, бороздивший эти воды сто лет назад, тоже заходил в Дальний-Далянь.


По какой-то чуть ли не мистической причине все корабли, носившие имя «Варяг», были связаны с Дальним Востоком. Тут в XIX веке в составе Тихоокеанской эскадры служил предшественник воспетого крейсера – клипер «Варяг». Потом это же имя в 60-е годы уже XX века носил советский крейсер. А в составе нынешнего Тихоокеанского флота России тоже имеется ракетный крейсер «Варяг». Он был построен в украинском Николаеве в 1989 году и первоначально носил имя «Червона Украина», а в 90-е переименован в «Варяг» и переведен на Тихий океан. Однотипный с ним крейсер «Москва» является флагманом российского Черноморского флота, а точно такой же, но недостроенный «Украина» – ржавеет в Николаеве.


«Адмирал Кузнецов» – русский брат украинско-китайского авианосца


Однотипный с «Варягом» тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является флагманом Северного флота Российской Федерации. Он был построен на том же Черноморском заводе в Николаеве, что и «Варяг», и введен в строй в 1990 году. Первоначально корабль носил имя «Леонид Брежнев», потом – «Тбилиси», пока не получил нынешнее название в честь знаменитого сталинского наркома военно-морского флота. За неделю до подписания Беловежского соглашения, ознаменовавшего распад СССР, авианосец был тайно выведен из Севастополя и через Босфор ушел в Североморск вокруг всей Европы. Перебазирование «Кузнецова» вряд ли было инициативой Ельцина. Первый президент России обладал очень ограниченным кругозором. Мысль о переводе «Кузнецова» на север родилась в штабе Черноморского флота, подозревавшего, что вскоре, как и в 1918 году, начнутся бесконечные раздоры по дележу союзных морских сил. Именно так и произошло.


Водоизмещение корабля – 60 000 тонн, длина – около 300 м, скорость – 29 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 8000 морских миль, экипаж – 1980 человек, почти половина из которых – офицеры и контрактники, а остальные – матросы срочной службы. Авиационная группа корабля – 50 самолетов и вертолетов. К недостаткам авианосцев типа «Кузнецов» следует отнести отсутствие атомной силовой установки, что ограничивает его дальность плавания, и недостаточные размеры. Так как корабль получился слишком коротким для взлета палубных самолетов, его нос сделали в виде загнутого кверху трамплина. Это оригинальное решение устранило проблему в принципе, но не дает русским пилотам возможности взлетать так же быстро, как их американским коллегам. В планах России в будущем строительство нескольких полноценных атомных ударных авианосцев, если не помешает нехватка средств.


Нынешняя Россия поворачивается к Китаю, как сто лет назад


«Варяги» – и российский, и китайский – недаром собрались на Дальнем Востоке. Тихий океан постепенно становится новым Средиземным морем, объединяющим мировую цивилизацию. Китайская экономика вышла на второе место в мире. Рядом стремительно развивается Индия. И, главное, везде полно воды для авианосцев. Вслед за введением в строй бывшего николаевского чуда советской техники Пекин собирается заложить еще три аналогичных корабля, а этот использовать в качестве учебного.


Есть планы по развитию своего авианосного флота и у Москвы. Путин недаром проехал через всю Сибирь за рулем автомобиля. Это была не столько реклама «Лады», сколько попытка показать, что будущее России на Дальнем Востоке. Вблизи Китая в прошлом году уже заложен новый российский космодром, получивший название «Восточный».


Военный конфликт между двумя государствами маловероятен. Россия уже не стремится к расширению территории, как в конце XIX века, когда эскадра адмирала Дубасова заняла Порт-Артур, превратив его в свою базу. С одной стороны, нынешний Китай стал крупнейшим донором рабочей силы для России. С другой – Поднебесная очень уязвима для любого ядерного удара. Гигантские мегаполисы, в которых сконцентрирован «мозг» современного Китая, легко уничтожаются ракетным ударом. И тогда на китайском экономическом чуде можно будет поставить крест на века – в стране останется только отсталая деревня.


Руководство Китая это хорошо понимает. В XIX веке коррумпированная маньчжурская династия не смогла противостоять экспансии Запада, развязавшего несколько «опиумных» войн. Первую половину следующего века Китай потратил на бесконечные междоусобицы. Теперь власть в стране стабильна как никогда, а за торговлю наркотиками вешают без пощады даже хорошеньких китайских девушек, связанных с мафией. Китайцы хорошо понимают, какой вред может принести западная «свобода», выражающаяся в проповеди вседозволенности и права уничтожать себя различными убийственными «наслаждениями».


Большая война – это крест на китайском будущем. Но чтобы ее не было, нужно быть достаточно сильным. Для этого и понадобились авианосцы, заточенные, прежде всего, против вездесущих Соединенных Штатов. Если тем когда-либо захочется принести «свободу» Китаю, как в XIX столетии это сделала тогдашняя «владычица морей» – Великобритания, то Поднебесной будет что противопоставить «демократизаторам». В этом смысле «Варяг», заложенный в Николаеве, все-таки сыграл свою положительную роль по сохранению мира.

 

Олесь Бузина, «Сегодня»

 



Пока китайский "Варяг" находится в море, на непродолжительных испытаниях, регион продолжает испытывать серьезное возбуждение:
- Япония послала запрос о том "зачем Китаю авианосец"? Смешные они, однако - будто забыли про Перл-Харбор! Сами то, наверняка уже проектируют следующий авианесущий "эсминец", водоизмещением эдак тонн в 60.000 (писал об этом тут: nosikot.livejournal.com/67807.html )
- Появились рассуждения на тему, что авианосец будет использоваться в споре с Вьетнамом и Филиппинами за нефтеносные районы Южно-Китайского моря. Соответственно пошла гонка военно-морских вооружений - Вьетнам берет у нас корветы и ПЛ, Манила объявила о планах по обновлению своего флота (все время был в "загоне"). "Подтягиваются" Таиланд и Индонезия.
- Тайваньские гоминьдановцы рекламируют свою новую ПКР как "убийцу авианосцев".
Между тем агентство Синьхуа опубликовало статью одного из наших экспертов о том, что боеспособного авианосного соединения у Китая не будет еще лет 15-20 - и, очевидно, что это так, несмотря на заявленную потребность в 3-х таких кораблях и фактические большие усилия в данном направлении. Да и Горшкова у них нет...



Источник: http://www.from-ua.com/technology/25dab64b4fe48.html, http://navy-rus.livejournal.com/394201.html#comments

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:

Ptah

"Да и Горшкова у них нет..."??? такого корабля НЕТ! есть «Викрамадитья» и он пренадлежит Индии...ПРОДАЛИ сволочи "гордость России"...

Ответить

Горшков - это адмирал

Ответить

Через 100 лет вспомнят китайские пенсионеры, что когда то давным давно жили в сибири и на дальнем востоке русские. Да все кончились.

Ответить

Они в настоящий момент помнят про Тайвань, Пакистан, Тибет, Монголию и про свои же безкрайние неосвоенные территории. И им дела нет до нашего дальнего востока.

Ответить

Лекция 27 "ГЕОСТРАТЕГИЯ КИТАЯ И ЯПОНИИ"
www.webarhimed.ru › ... › ЛЕКЦИИ - ГЕОПОЛИТИКА

Ответить

Сложное социальное состояние общества в вопросах демографии порождает настроения эмиграции в Китае: официальной и нелегальной. Всего же китайцы с помощью официальных и неофициальных каналов “осваивают” 72 страны мира. На территории РФ, особенно на Дальнем Востоке и в Забайкалье, нелегально проживает около 2 млн. китайцев. Идет тихая, ползучая китаизация приграничных земель России. Демографическая нагрузка на китайские части российско-китайских речных бассейнов превышает российскую в 17 раз. Немалая часть китайцев (по российским стандартам) вовлечена в различные формы проникновения на юг Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, а также на территории Казахстана и Киргизии, куда также активно проникают китайские казахи и киргизы. Не сняли китайцы и своих претензий в отношении Горно-Бадахшанской области в Таджикистане.

Ответить

В Днепре случайно с 11.11.11 по 20.11. 2011 был найден меч князя славян, которому более 1000 лет (Меч Эскалибур Славян). Славянам везет как в сказке.

Ответить

Молодцы Китайцы! Вот кто покажет "Кузькину мать" миру!

Ответить

Автор пишет глупости. Советские "авианосцы", вообще-то тяжёлые авианесущие крейсера, были результатом бесконечных компромиссов на пути к созданию непонятно чего, универсального нечто - плохого авианосца и невозможно дорогого крейсера. Авиагруппа - главное оружие авианесущих кораблей, получилась усечённой и неполноценной. ПКР выглядели бы уместно на малых быстроходных малозаметных кораблях, но никак не на огромном высоченном корабле, который уверенно обнаруживался на пределе дальности авикомплекса ДРЛО Хок Ай, входящего в состав авиагрупп всех авианосцев США. ТАКР просто не имел ни малейшей возможности выдвинутся на дистанцию залпа своих Гранитов и Базальтов.
В итоге получился огромный дорогой и небоеспособный корабль. Китайцы купили Варяга - "на вырост", для ознакомления с конструкцией, технологией судостроения авианесущего корабля. России и Украине повезло, что удалось сбыть эти дорогие и бесполезные корабли.
PS Большие объекты всегда впечатляли неокрепшие, не самостоятельные умы - линкоры Ямато, Великая китайская стена, гитлеровские Тирпицы, Гнейзенау, карманные линкоры - но затраты на создание и обслуживание этих монстров нанесли огромный урон прежде всего своим создателям.

Ответить

        Не_Аноним :)

Вот сидел бы НЕ Эксперт? не повторял бы американскую пропаганду :)

Ответить

Всё так. Авианосец эффективен главным образом для бомбежки чумазых моджахедов с ржавыми калашниковыми. А в ходе полноценной войны тонут они как калоши. Опыт тихоокеанских театров военных действий Второй Мировой это прекрасно показал.
А наши два корабля с трамплинными палубами, + плавучее недоразумение "Адмирал Кузнецов", на палубе которого разом может находиться только 4 самолета - это по классу эскортные авианосцы, не более того. И смысла в них, без полноценных ударных авианосцев, нет. Только что летчиков тренировать, да караваны судов прикрывать от сомалийских пиратов.

Ответить

какой "полноценной войны" ? Авианосцы США полноценные в отличие от "Кузнецова". Авиация - главная сила в войне на море, отсюда полноценные авианосцы мощнейшее оружие., во второй мировой все тонуло, как раз таки авианосцы были главной силой США на Тихом океане.А линкоры показали свою бессмысленность.

Ответить

Авианосцы были главной силой флота до появления экранопланов и ПКР. Конечно, это мощная сила, плавучий аэродром для штурмовой и истребительной авиации, но и только. Одно хорошее попадание - и вся эта авиация пойдет на дно. Методики преодоления АУГ и поражения ее ударного авианосца давно отработаны, что обычным оружием, что тактическим ядерным.
А линкоры списали со счетов раньше срока, когда появились первые ПКР. Ракеты были самонаводящимися и в силу этого точными, а снаряды нет. А теперь снаряды в полете могут сами наводиться на цель, нести ядерную БЧ, и в отличии от ракеты - их практически невозможно сбить. Даже если противоракетный комплекс и попадет по снаряду - 50мм стальной стенки еще пробить надо, в отличии от пластикового обтекателя ракеты, остальной корпус которой из дюраля. А стоимость снаряда куда меньше чем у ракеты.
Поэтому линкоры до сих пор в строю. Да и арт-подготовку берега никто не отменял, не всё же ее проводить "томагавками".

Ответить

Опыт тихоокеанской войны показал, что авианосцы незаменимы для обеспечения господства в воздухе на отдалённых плацдармах. И подавить авианосную группировку можно только превосходящими силами.
Вот тут-то "сабачка и порылась"-с. У России нет удалённых театров военных действий и экономика России никогда не могла обеспечить подавляющего превосходства советского ВМФ над флотами НАТО.
Остаётся несимметричный ответ - ударные группировки подводных лодок. Англо-американцы и японцы испытали мощь этого оружия на себе во время Второй Мировой и вполне отчётливо понимали степень угрозы со стороны советских подводных сил. Возможно именно поэтому основные базы лодок на Северном флоте и Тихом Океане были уничтожены в первую очередь.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.