Регистрация Вход
Город
Город
Город

Россия плетется в хвосте гонки воздушных призраков

Современный модельный ряд беспилотных "воздушных призраков" весьма разнообразен: от многотонных машин, способных наносить высокоточные ракетно-бомбовые удары по противнику, до миниатюрных "стрекоз-шпионов", которые могут влететь в открытую форточку и передавать визуальную информацию на большие расстояния в режиме реального времени. Многие БПЛА имеют и гражданское применение: следят за порядком, преследуют преступников, обнаруживают лесные пожары и пропавшие экспедиции. Стоимость БПЛА составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.

А по эффективности выполнения поставленных задач в соотношении с затратами беспилотники намного превосходят обычную авиацию. Например, эффективность американских ударных БПЛА в последние годы могли по достоинству оценить жители Афганистана и Пакистана, где в пылу борьбы с талибами американские воздушные роботы не раз наносили удары по мирным жителям. В прошлом году беспилотники ВВС США нанесли по северо-западу Пакистана 110 ракетных ударов. Наращивание числа таких атак происходит, несмотря на протесты официального Исламабада, который считает такие действия Соединенных Штатов грубыми нарушениями своего суверенитета и территориальной целостности. При этом Пакистан намерен и сам "приобщиться" к беспилотному оружию: американцы продадут ему 85 легких БПЛА Raven.

Беспилотный летательный аппарат Raven.
Фото с сайта Минобороны США

До недавних пор беспилотники производились только в США и Израиле, но сегодня их монополия в этой области разрушена. Китай, создавший свой первый беспилотник всего пять лет назад, в ноябре прошлого года представил на международном авиашоу в городе Чжухай сразу 25 видов весьма продвинутых БПЛА. Среди них было несколько ударных, способных обстреливать ракетами наземные цели, а один оснащен двигателем от истребителя, что делает его самым быстрым беспилотником в мире.

WZ-5 (Wuren Zhencha-5 или Wuzhen-5) - разведывательный БПЛА, разработанная в китайском Университете Авиации и Космонавтики (Beijing University of Aeronautics & Astronautics (BUAA), Пекин.

Успехи Китая встревожили, в первую очередь, азиатские державы. В частности, Индия объявила весной, что работает над созданием боевого БПЛА, способного наносить ракетные и бомбовые удары. Индийские беспилотники будут весить до 15 тонн и смогут подниматься на высоту более 9 километров. Свой беспилотник разрабатывает и Южная Корея. Аэрокосмическое подразделение корпорации Korean Air должно к 2014 г. снабдить сухопутные войска страны 30 беспилотниками KUS-9, способными подниматься на 4 км, находиться в воздухе до шести часов и передавать разведданные на 60 километров. Турция намерена приступить к производству БПЛА "Карайель", грузоподъемностью до 70 кг и продолжительностью полета около 20 часов.

Модель под названием Panther («Пантера») способна совершать взлет и посадку вертикально в вертолетном режиме, парить в воздухе, а также летать как самолет. Израиль.

Однако мировыми лидерами в создании БПЛА остаются США и Израиль. Например, государственная Israel Aerospace Industries недавно представила компетентной публике новую разработку – первый в мире беспилотный конвертоплан "Пантера", сочетающий в себе качества вертолета и самолета. За счет поворотных винтов он может взлетать и садиться вертикально, зависать в воздухе и летать как самолет. Вес машины составляет всего 65 кг, продолжительность полета достигает шести часов, дальность – 60 км, высота – 3 километра. Беспилотник оснащен всепогодной системой наблюдения и лазерным целеуказателем.

Многоцелевой разведывательный БПЛА Hermes 900, Израиль

На вооружение израильской армии эта же компания скоро поставит новые БПЛА Heron, превосходящие по своим характеристикам почти все известные аналоги. Такой беспилотник способен выполнять боевые и разведывательные задачи в любую погоду, как днем, так и ночью, оставаться в воздухе в течение двух дней без заправки, подниматься на высоту более 10 км и нести полезную нагрузку в 250 кг при собственном весе в 1200 килограммов.

БПЛА Heron относится к классу средневысотных разведывательных беспилотников с большой продолжительностью полета.

В США тем временем разрабатываются поистине уникальные "птицы". Например, БПЛА, способный вести патрулирование и наблюдение на больших высотах в автономном режиме непрерывно в течение пяти лет. Контракт на разработку и демонстрацию опытного образца такого аппарата под кодовым названием "Гриф" (Vulture) заключен Пентагоном с корпорацией Boeing.

БПЛА "Гриф" (Vulture) на пусковой установке



Кроме того, начинается серийное производство самого маленького в мире беспилотного самолета-разведчика (на его создание конструкторов вдохновила колибри). Самолет с размахом крыльев в 16 см и весом 19 г может легко и практически бесшумно влететь в форточку. Он, как колибри, может вертикально взмыть вверх и зависать в воздухе, но также способен развивать скорость до 100 км/час. Этот мини-разведчик, обладающий способностью "видеть" в темноте, будет использоваться в скрытых операциях американской армии: влететь, подслушать, заснять и скрыться.

При этом даже самые мелкие БПЛА скоро станут небезопасными. Так, американская компания Raytheon работает над созданием "умной бомбы" весом всего 6 кг, которой можно будет вооружить небольшой разведывательный беспилотник. Найдя цель, он сможет запустить этот снаряд, управляемый по системе GPS, с четырехкилометровой высоты. А целью может быть отдельный автомобиль или группа людей.

Многие страны предпочитают не изобретать велосипед, а закупать БПЛА у мировых лидеров. По всему миру эксплуатируются тысячи легких беспилотников производства американской компании AeroVironment. В числе ее клиентов – Италия, Дания, Нидерланды, Испания и Норвегия. Япония, уж на что высокотехнологичная держава, намерена закупить в США несколько беспилотных самолетов Global Hawk, способных более 30 часов подряд вести сбор информации с высоты примерно 18 тыс. метров.

Россия и Бразилия предпочли БПЛА израильского производства. В октябре прошлого года наш ОПК "Оборонпром" и Israel Aerospace Industries подписали контракт стоимостью $300 млн на поставку комплектующих и передачу технологий изготовления разведывательных БПЛА. Их производство будет развернуто, предположительно, на базе Казанского вертолетного завода. Предварительно Россия закупила у Израиля опытные партии различных типов БПЛА на $200 миллионов.

У нас развивается и собственная беспилотная авиатехника, но до последнего времени она не устраивала Минобороны. Еще недавно представители ведомства утверждали, что ни одна из отечественных разработок БПЛА не удовлетворяет современным требованиям, что и вынудило закупать беспилотники в Израиле. Но в сентябре прошлого года были проведены испытания сразу 22 российских моделей, и Минобороны заявило, что сможет принять на вооружение некоторые из них после определенной доработки. Президент Дмитрий Медведев признал, что наши беспилотники "стали намного лучше", а произошло это в результате сотрудничества их производителей с иностранными компаниями.

Дозор-200, Россия.



Опыт других ведомств подтверждает, что российские БПЛА не так уж плохи. В 2010 г. увеличились объемы использования беспилотной авиационной техники гражданского назначения: МВД и Авиалесохрана успешно использовали для своих целей беспилотники российского производства, в частности, в борьбе с лесными пожарами. Одним из основных производителей такой техники является компания ZALA AERO, базирующаяся в Ижевске. По мнению ее генерального конструктора Александра Захарова, в России существуют обширные перспективы для развития беспилотной авиации гражданского назначения. В частности, большие потребности в БПЛА у энергетических компаний, а также у правоохранительных органов и той же Авиалесоохраны.

А по словам главного конструктора БПЛА петербургской компании "Кронштадт-технологии" Геннадия Трубникова, даже зарубежные страны проявляют интерес к приобретению беспилотников российского производства, в частности – тактического беспилотника "Дозор-100", который разработан его компанией. Эта машина может находиться в воздухе до десяти часов, вести качественную фото- и видеосъемку и выдавать целеуказания в режиме реального времени. При этом, как отметил Геннадий Трубников, по цене "Дозор" отличается от зарубежных аналогов "в разы" – разумеется, в меньшую сторону.

БПЛА "Типчак" , Россия.

К другим перспективным отечественным разработкам относится, например, "Типчак", разработанный рыбинским ОАО КБ "Луч". Этот аппарат, весом в 200 кг способен находиться в воздухе до четырех часов и летать в радиусе до 80 километров. НПК "Иркут" работает над машиной "Иркут-200" (стартовый вес 200 кг, полезная нагрузка до 50 кг, время полета – до 14 часов, радиус – до 200 км от пункта управления, рабочая высота полета – до 500 м; численность обслуживающего персонала четыре – пять человек). Казанская компании ЭНИКС уже приняла заказ на поставку Минобороны комплексов БПЛА "Элерон-10".

Беспилотный летательный аппарат “Элерон-10″ относится к классу малых “беспилотников”. Россия.

В целом же, как свидетельствует мировая практика, разработка и производство БПЛА требует довольно небольших вложений – по крайней мере, по сравнению с обычным авиастроением. Поэтому создание беспилотников все чаще доверяют небольшим компаниям. И в этом смысле российские производители, опирающиеся на солидную опытно-конструкторскую базу, имеют неплохие шансы успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на мировом рынке. А рынок этот будет развиваться стремительными темпами. Так что пора уже присматриваться к птицам, которые кружат в небе: нет ли среди них беспилотника, который шпионит за вами или собирается сбросить что-нибудь нехорошее?



Источник: http://www.utro.ru/articles/2011/06/28/982918.shtml

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

армия

 

Комментарии:

atlakatl

Самолётик весом 19 г, развивающий скорость до 100 км/час, - наверное, гипербола.

Ответить

shrrr

Вы правы, скорость 18 км/ч :
Устройство создано компанией AeroVironment при финансовом участии Управления перспективных исследовательских программ в области обороны США (DARPA). Речь идет о беспилотнике Nano Hummingbird («Наноколибри»). Этот мини-самолет-разведчик способен маневрировать как на поле битвы, так и на территории городов. Маленький аэроплан построен таким образом, чтобы быть похожим на птицу. Выглядит он как колибри и даже так же машет крылышками.
Интересно, что этот самолет обладает уникальной маневренностью, что позволит ему в самом деле выруливать даже в небольших помещениях, которые подлежат скрытому досмотру. Nano Hummingbird может лететь вперед и назад, боком, по часовой стрелке и против нее. Управление самолетом осуществляется посредством дистанционного пульта. Время нахождения в воздухе составляет порядка 8 мин.
Кроме того, «колибри» легко пролетит в открытое окно, а линии электропередачи не станут для него препятствием. Самолет будет противостоять порывам ветра до 8 км/ч. Он легко залетит с улицы в помещение через стандартный дверной проем. Неудивительно, что американцы утверждают: такой самолет можно использовать где угодно, неприятель не узнает о его присутствии и о том, что ведется скрытое наблюдение.
Скорость, с которой самолет преодолевает расстояния, тоже весьма хороша для такого малыша - она составляет около 18 км/ч. Размах крыльев искусственной птицы равняется 16,5 см, а вес - 19 г. То есть фактически самолет весит меньше, чем батарейка AA. Конечно, это несколько больше, чем среднестати­стическая колибри, однако надо учесть, что инженерам удалось запихнуть в устройство видеокамеру, микрофон и коммуникационное оборудование.
(http://3rm.info/print:page,1,9335-amerikancy-sozdali-robota-pticu-dlya-slezheni ya.html)

Ответить

atlakatl

Т.е. управление у него дистанционное, на основе видеоданных. В американском "Синдбаде" что-то подобное было, какой-то чёртик.

Ответить

Похоже в Сколково наконецто заново изобрели авиамодели , которые каждый мог увидеть в журнале "Моделист Конструктор" за 89 год , но и это уже неплохо :), хотя грустно немного .

Ответить

а вертолёты ? , сейчас каждый у кого деньги девать некуда может приобрести беспилотный вертолёт размерами полтора на пол метра , диаметр лопастей около двух метров , грузоподьёмность вполне позволят установить на него и видеокамеру и оружие , управление дистанционное , скорость , маневренность и задачи которые может выполнить вертолёт беспилотник просто удивительны

Ответить

Ага. Только из автомата подстрелят оператора такого вертолёта или сам вертолёт ещё до того как он начнёт свои задачи выполнять. Не путайте игрушки с боевыми машинами.

Ответить

www.youtube.com/watch?v=ozHoP_YThRI&feature=player_embedded
вот что получается если к RC модели приделать пушку и видеокамеру))
Просто звезда смерти.

Ответить

Мавка

Ну а что вы хотели, авиамодельные кружки позакрывали - занимаются только энтузиасты. Они закупают оборудование для моделей как правило зарубежного производства. Такое хобби обходится в 100 тысяч в год.
Год назад подошла с предложением создать на базе ВУЗов авиамодельных кружков с производственной базой, подходила к праректорам 3 ВУЗов Томска: ТПУ, ТГАСУ и ТУСУР. В первых двух ничего не сказали, а в последнем - авиамоделизм "не по профилю вуза". Вот и думайте, почему мы позади планеты всей.

Ответить

Наверное, потому, что не надо было обращаться к прАректору а надо было обращаться к проректору)))

Ответить

Мавка

Ну да, ты прав, инициатива наказуема. Главное должность правильно написать, а не идеи развития отечественного авиапрома.

Ответить

Если в слове "хлеб" сделать четыре ошибки, то получится "пиво".

Ответить

George

хм... а сколько минусов надо заxyячить реплике чтобы она скрылась???... А то периодическая высрань некоторых уже напрягает...

Ответить

Русский язык напрягает?

Ответить

George

напрягают не относящиеся к делу придирки...

Ответить

Человек писал "прАректорам", они почему-то не отвечали, я подсказал почему. Всё по делу.

Ответить

Мавка

Радость моя, я к ним обращалась лично, записавшись на прием. Но твой комментарий действительно отношения к делу не имеет.

Ответить

А можно уточнить, на чем была основана ваша инициатива по созданию авиамодельного кружка?
Дело в том, что помимо финансирования - за любым кружком или секцией должен обязательно стоять увлеченный человек-руководитель. Само по себе, на одних лишь деньгах, оно не выживет (равно как и на одном лишь человеке без денег).
Для ТУСУРа можно было вяпячить радиоэлектронную составляющую кружка: в современном моделизме очень много задач, связанных с электроникой и радиолюбительством.

Ответить

Мавка

Основано на сотрудничестве с Досааф и томский клубом авиамоделистов. Специалисты для работы есть (пока еще есть). Да, ТУСУРу предлагала участие именно как разработчиков программного, навигационного и пр. оборудования для беспитолотников. Поскольку авиамодельный кружок задумывался как межвузовский, то каждый вуз должен был решать свою профильную задачу, а на базе общего "конструкторского цеха" - разрабатывать проекты, собирать уже готовые модели.

Ответить

1. Не существует никакого томского клуба авиамоделистов: ни физически, ни идеологически (есть лишь тусовка с некоторыми "уплотнениями" в ней).
2. Кружок - предполагает занятие в нем (предположительно детей - лиц в возрасте до 18 лет) с целью спорта и хобби, а не выгонки каких-то (коммерческих?!) проектов. Если же предлагалось создать нечто типа экспериментального КБ - то это существенно другая по своей сути и целям затея. И таковому КБ придеться мгновенно столкнуться с конкуренцией в лице питерских и московских фирм, которые активно заняли рынок отечественных гражданских БПЛА и никого туда пускать не собираются: им и самим там тесно.

Ответить

Мавка

Очень интересно, то есть юридически существует, а по вашему не существует? Люди ездят и побеждают на чемпионатах, это трудно назвать "тусовкой".
Учите историю, в Томске еще 100 лет назад существовал кружок и назывался он именно кружком. Что вам лично "кажется" это к реальности дела не имеет. Точно так же о конкуренции можно сказать по поводу абсолютно любой научной, кулинарной разработке, сфере услуг и так далее.

Ответить

Уточню. Есть клуб в Северске - но к Томску он относится поскольку поскольку и занимается вполне конкретными видами внутри авиамоделизма.
В Томске - моделисты существуют сами по себе и на соревнования ездят сами, за свои личные деньги, выступая от себя и за себя (авиамоделизм не является командным видом спорта). Как и по каким документам это проходит в отчетности РОСТО-ДОСААФ - к реальности отношения не имеет. Замечу лишь, что на площадях этого самого РОСТО-ДОСААФ в настоящий момент никаких авиамодельных клубов и кружков нет.
Про то, что было 100 лет назад - вообще не к месту упоминание. За это время ситуация с числом и географией кружков менялась бессчетное число раз, не говоря уже о том, что сто лет назад никакого РОСТО еще и в помине не было, да и сама страна - с тех пор два раза поменялась.
По сути: в общем я так и не понял, каким концом вы относитесь (или отнесли себя) к томским авиамоделистам, какие цели преследовали в попытке создать кружок (или все-таки фирму?) и какую роль отвели себе в будущей планируемой организации.

Ответить

MG

А вы как-нибудь озаботились вопросами финансирования? Или просто предложили? Тогда предложите на базе нашего мед вуза создать онкологическую клинику например, а когда вам откажут, напишите про инициативу и наказание. И главное послезливее.

Ответить

Мавка

Вообще-то онкодиспансер в Томске есть и там работают и проходят практику люди в том числе из мед университета. Так что это у вас "пук" вникуда.

Ответить

MG

Н да... При чем тут "пук"? Повзрослейте и поймите что я вам написал. Предлагать могут все и что угодно. Давайте завтра устроим коммунизм! Упраздним деньги, все бесплатно! А вот злое правительство не хочет завтра коммунизма! Вот падлюки!
Вы озаботились финансированием этого кружка? Перед тем как предлагать? Или опять виновато руководство ВУЗа?

Ответить

|{апрал

Авиамоделизм может сам по себе и правда не по профилю, а вот радиоуправление этими моделями оччень даже по профилю.

Ответить

putnik-ost

Боевые возможности БПЛА сильно преувеличины. Даже афганские моджахиды сбивают американские БПЛА при помощи средств РЭБ. Помехозащищённость малых БПЛА явно недостаточна.
. Ударные БПЛА, на данном этапе, всего лишь эксперимент проводимый в войсках. Вообще, тема боевых БПЛА весьма актуальна, но нуждается в дальнейшей разработке и развитии. Что собственно и происходит на данном этапе.

Ответить

Между гражданскими и военными БПЛА - огромная разница. Примерно такая-же большая, как между внедорожником и танком.
На рынке гражданских БПЛА России может быть что-то и светит за счет ценовой политики (пока китайцы не прижмут), но на рынке военных... Наши "военные" беспилотники в первые минуты начала войны (если таковая вдруг произойдет) потеряют связь с ЦУ, а по самим ЦУ уже будут лететь вражеские ракеты и бомбы, наводящиеся на источник радиосигнала.

Ответить

|{апрал

По телевизору довольно часто показывают бородатых утырков с автоматами и РПГ, рассекающими на пикапах. Ибо за неимением кухарки еб#т дворника.

Ответить

Kokunov

В СССР тоже были БПЛА, при этом до сих пор эти модели никто не превзошел! Догадайтесь, о чем это я?
А сейчас, да, технологии есть, желания и возможности нет.

Ответить

VVS

Поймите простую вещь. Авиамоделизм тут вообще не причем! Сделать сам по себе самолет или планер, поставить на него мотор, сервомашинки и готовую аппаратуру управления это может любой школьник при должном инструктаже. Авиамоделист, это обычно человек который сам строит такие ЛА или летает на покупных. Но прежде всего, типичный авиамоделист это дистанционный ПИЛОТ своей модели, то есть модель не может действовать самостоятельно, вне поля видимости. Модель не может принимать решения, распознавать видео информацию да и просто самостоятельно лететь и совершать посадку не может.
Вся сила БПЛА - в программной части, которая делает модель Умной! Вот это в Тусуре есть, даже специальность есть, только думают они не в сторону БПЛА. Я как один из томских авиамоделистов (которых более сотни человек) скажу, что все полеты у нас спортивного характера. Спортивный пилотаж, планеризм на время и точность посадки. И максимум что есть из близкого к БПЛА - управление самолетом с бортовой видеокамерой. Но опять же это дистанционное пилотирование, то есть это не самостоятельный БПЛА, а ЛА пилотируемый с земли. Любые проблемы со связью и ЛА упал/улетел по ветру неизвестно куда.

Ответить

VVS

У нас никакие авиамодели не способны улетать дальше 500 метров от пилота в прямой видимости. Есть две причины - на большой дальности модель не видно и управлять ей становится невозможно. Передающая видеоаппаратура которая доступна на данный момент на такой дальности затыкается(помехи), летать дальше визуальной видимости это большой риск потерять модель. Так что большой ФИ, никакие это не БПЛА а просто игрушки. Пора создавать программную часть и совмещать ее со стандартным GPS автопилотом (который есть готовый китайский), ставить реальные задачи и заставлять самолет их решать. Авиамоделисты это совсем не те люди, просто летают в свое удовольствие и не далеко.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.