Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее

Новая жизнь старого ''Товарища''




1. Gorch Fock.
Этот учебный парусник заложили в Веймарской республике в 1932 году и спустили на воду уже после захвата власти в Германии национал-социалистами. В конце войны барк был затоплен командой около острова Рюген, но под воду ушел лишь наполовину. В 1949-м стал "Товарищем" и бороздил моря под советским флагом...




2. Порт приписки.
В 2003 году на его корме вновь появилось старое название, а под ним - первый порт приписки. В Штральзунд барк привезли через 70 лет после премьерного визита - в сухом плавучем доке и состоянии корабельной клинической смерти. Сейчас Gorch Fock выглядит вполне здоровым и бодрым, но к выходу в море под парусами пока не готов. На реанимацию еще требуется около 2,5 миллиона евро.




3. ''Товарищ''.
Под новым слоем краски "Горх Фока" отчетливо проступает предыдущее название. На борту повсюду сохранились таблички на русском языке, которые мы еще увидим, поднявшись на корабль, а в судовом музее - советские морские карты, вахтенные журналы, форма. Рядом - портреты довоенных и военных немецких капитанов. Это - страницы истории легендарного барка.




4. Морские волки.
После войны барк подняли со дна моря и отремонтировали, чтобы передать СССР в зачет репарационных выплат. Под его парусами прошли практику более 12 тысяч курсантов Херсонского училища имени лейтенанта Шмидта и почти двадцати других учебных заведений - несколько поколений моряков советского торгового флота. Около полутора тысяч из них стали капитанами.




5. Народный корабль.
Его построили в Гамбурге на верфи Blohm & Voss всего за сто дней. Необходимость в новом учебном судне для рейхсвера возникла после гибели парусника Niobe, в июне 1932 года попавшего в сильнейший шторм. Проект частично финансировался из пожертвований, собранных Флотским союзом немецких женщин (Flottenbund deutscher Frauen).




6. Девятый вал. 
В ходе расследования обстоятельств гибели парусника Niobe были выявлены технические просчеты в конструкции. Они были учтены при проектировании нового учебного барка - более надежного, маневренного и устойчивого. В частности, представители флота требовали, чтобы он выдерживал крен в 90 градусов.




7.  Большому кораблю... 
... не только большое плавание, но и громкое имя. По предложению морского командования корабль назвали в честь писателя Горх Фока (настоящее имя - Иоганн Кинау). Популярный маринист, сын рыбака из Гамбурга, погиб в 1914 году во время Ютландского сражения - крупнейшей морской битвы Первой мировой войны.




8. Дата рождения.
За спуском корабля на воду 3 мая 1933 года в Гамбурге наблюдало более десяти тысяч зрителей. Церемония стала одной из самых массовых и торжественных в довоенный период. Барк назвали "шедевром" фирмы Blohm & Voss, которая сумела воплотить в нем качества как военного корабля, так и торгового судна.




9. Blohm & Voss. 
Фирму основали в 1877 году. Эта верфь станет одной из крупнейших в мире. Здесь при строительстве стальных корпусов первыми начнут использовать сварку вместо заклепок. Пассажирский лайнер Blohm & Voss "Европа" (1928) получит "Голубую ленту Атлантики". На момент спуска на воду 250-метровый линкор "Бисмарк" (1939) будет самым большим и мощным военным судном в мире...




10. Традиции.
После кризиса отрасли в Европе Blohm & Voss сейчас осталась единственной крупной верфью Гамбурга. В середине прошлого века на ней работало 7800 человек, сейчас - менее полутора тысяч. Один из престижных заказов последних лет - 170-метровая яхта Eclipse для Романа Абрамовича. Стоимость вместе с противоракетной установкой и мини-подлодкой - 850 миллионов евро.




11. Семья. 
Gorch Fock был первым барком из серии новых учебных кораблей, построенных для германского флота. Его младшие братья, заложенные уже в годы "третьего рейха", получили идеологические имена нацистских "героев". Сейчас один ходит под флагом США - Eagle (фото). Другой принадлежит Португалии - Sagres.




12. На экранах. 
Под красным флагом барк посетил более 100 иностранных портов в 40 государствах, прошел 925 тысяч километров. Советским гражданам он был знаком не только по репортажам о походах и победах в морских регатах. "Алые паруса", "Максимка", "Ветер Надежды", "Мятежный Орион", "Дом, который построил Свифт"... Десятки фильмов! Карьера настоящей кинозвезды.




13. Мечты и мачты. 
Барк. Так называют парусные суда с тремя и более мачтами. Все за исключением кормовой - с прямыми парусами. "Крузенштерн" (Padua, 1926), "Седов" (Magdalene Vinnen, 1921), "Товарищ", - легендарные барки, построенные в Германии. Первые два после распада СССР остались и остаются в России, третий постепенно ржавел под украинским флагом до 2003 года.




14. Windjammer. 
Их прозвали выжимателями ветра. Барки - тяжеловесы-скороходы морских просторов. Такие парусники начали строить уже после наступления пароходной эры, а использовали на трансатлантических маршрутах, например, для перевозки чилийской селитры, руды, зерна. Пароходы в это время пока осваивали новый путь в Индию через Суэцкий канал.




15. Первые капитаны. 
"Горх Фок" ежегодно совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю. Еще один дальний через Атлантику. Постоянная команда - 60 человек. Плюс 180 кадетов. "Корабль мечты" - так его называли не только в Германии, но и за границей. ВМС "третьего рейха" использовали его в рекламных целях, чтобы привлекать курсантов - походами и морской романтикой.




16. Война. 
В начале войны "Горх Фок" находился в Киле и использовался в качестве плавучей канцелярии, затем был переведен в Штральзунд, где на его борту проходили курсы минеров. Команду сократили до 23 человек. В апреле 1944 года была предпринята попытка возобновить морские курсы. Фронт продолжал приближаться...




17. Первый - второй.... 
После войны и выплаты репараций Западная Германия осталась без учебных парусников. В 1958 году на верфи Blohm & Voss для ВМФ ФРГ был построен младший брат первого "Горх Фока". Новому кораблю дали имя его предшественника. Тогда мало кто мог предположить, что "Товарищ" вернется в Германию. Теперь их два. Второй - военный (фото), первый - гражданский.




18. Победила дружба. 
Во время балтийской регаты "Операция ПАРУС-74" состоялась историческая встреча двух "Горх Фоков" - советского "Товарища" и западногерманского барка послевоенной постройки. Первый выиграл гонку с огромным отрывом от пришедшего вторым морского брата. На маршруте победители выжали из ветра почти 16 узлов - около 30 километров в час.




19. Возвращение. 
Как этот немецкий барк, входивший в семью знаменитых на весь мир советских учебных парусников, снова оказался в Германии? История долгая, эмоциональная, во многом - характерная для своего времени. У многих бывших курсантов до сих пор вызывает горечь. "Горх Фок" не пошел на металлолом, не превратился в ресторан или дискотеку. Наверное, это главное...




20. С первого взгляда . 
В 1989 году "Товарищ" впервые после войны побывал в родном Гамбурге на праздновании 800-летия порта. Как отмечает Вульф Марквард, председатель общества Друзей парусного флота (Tall-Ship Friends), которому сейчас принадлежит парусник, именно тогда произошло их первое знакомство с этим кораблем. На фото - порт Штральзунда.




21. Новый флаг. 
В 1991 году сразу после распада Советского Союза на корабле, приписанном в Херсоне, был поднят желто-голубой флаг, хотя по формальным причинам во время заходов в иностранные порты на нем еще несколько лет появлялся прежний - красный. От Министерства морского флота СССР учебный барк перешел в собственность министерства образования Украины.




22. На вечный прикол. 
Уже в конце 80-х годов барк нуждался в очередном ремонте, но средства выделялись только на самые необходимые работы. Советский Союз планировал заказать в Гданьске новые учебные парусники, а старым предстояло стать на вечный прикол в качестве стационарных учебных кораблей. То, что мог делать экипаж своими руками, поддерживалось в идеальном состоянии.




23. Первая помощь. 
В 1993 году немецкое общество Друзей парусного флота (Tall-Ship Friends) организовало свою первую акцию поддержки "Товарища". Срочно нужно было менять главный дизельный двигатель. В Германии выпустили благотворительные сертификаты по сто марок с твердым процентом - один день на борту корабля.




24. Трудные подростки. 
В этом же году "Товарищ" участвовал в регате у берегов Великобритании. Несколько дней на его борту провела группа "трудных" английских подростков. И молодые люди, и организаторы были в таком восторге от педагогических результатов, что захотели повторить акцию. Однако в 1994 году из-за плохого состояния барк получил разрешение лишь на рейсы по Черному морю...




25. Ремонт. 
Английская сторона выразила готовность оплатить ремонт с условием, что "Товарищ" регулярно будет посещать Ньюкасл. Весной 1995 года барк отправился на верфь в Великобританию. Часть расходов на топливо и провиант взяли на себя немецкие друзья парусника. У министерства образования Украины валюты не было.




26. Плохие новости. 
Шок после детального осмотра в сухом доке. Состояние барка  оказалось намного хуже, чем предполагали эксперты в Херсоне. Новая смета увеличилась до двух миллионов фунтов. Английские спонсоры готовы были повысить сумму до 500 тысяч. Срок действия судовых сертификатов подходил к концу. Из-за аварийного состояния "Товарищу" запретили выход в море.




27. Два года.
Поиски новых спонсоров затягивались. Большая часть команды вернулась на родину. По просьбе консульства поддержку одиннадцати членов экипажа, оставшихся при корабле, взяла на себя общественная организация Towarischtsch-Support-Group, в которую вошли немецкие и британские друзья парусника. В Ньюкасле барк провел два года.




28. Новая стоянка. 
Следующий причал в одиссее "Товарища" - Мидлсбро на северо-востоке Англии, куда его отбуксировали в 1997 году. Городские власти Мидлсбро на средства из регионального фонда собирались открыть верфь для парусников. "Товарищ" должен был стать показательным проектом - за бесплатный ремонт и оплату 400 тысяч фунтов накопившихся и текущих расходов. Верфь так и не построили...




29. Каюта капитана. 
Все это время на борту находился последний украинский капитан "Товарища" Юрий Кушенко. Он и еще несколько человек команды, как вспоминает Вульф Марквард в своей книге о трех жизнях барка "Die drei Leben der Gorch Fock", внешне поддерживали корабль в превосходном состоянии - хоть завтра в море... Англичане интерес к нему потеряли.




30. 1999 год. 
У властей Украины средств на ремонт не было. Где найти спонсоров? Может, на родине парусника в Германии? В 2000 году в Вильгельмсхафене должна была сотояться морская часть международной выставки EXPO. Организаторы пригласили парусник принять в ней участие. В немецкий порт, где он остался до 2003 года, парусник притащили с помощью буксиров.




31. Поиски. 
"Друзья парусного флота", согласно договору, продолжали заботиться о паруснике и его команде, искать деньги и сухой док для ремонта, однако отношения с украинской стороной постепенно ухудшались. В 2000 году немецкие энтузиасты начали переговоры с властями Штральзунда, предложив выкупить корабль и вернуть его в первый порт приписки.




32. На старом месте. 
Отцам ганзейского города идея понравилась. Они гарантировали бесплатное место для стоянки и поддержку. Украина требовала за корабль один миллион евро, но затем цену удалось снизить до 500 тысяч. Сделку оформили, на корабле был поднят немецкий флаг. В Штральзунд барк, несколько раз ходивший в кругосветные плавания, пришлось везти в плавучем доке...




33. Tall-Ship Friends. 
Ранее утро в Штральзунде. Барк живет в музейном режиме. Одной выручки от билетов и сувениров на завершение ремонта не хватит, но члены общества "Друзей парусного флота", которому принадлежит корабль, не теряют оптимизма. Их девиз: "Вперед, засучив рукава"… Каждый день здесь что-то происходит. Реанимация продолжается. Корабль стал одним из символов города.




34. P.S.
Трехмачтовый красавец терпеливо стоит у причала… Если взять за масштаб новую яхту Романа Абрамовича, на ремонт легендарного "Товарища"-"Горх Фока" нужны копейки - менее 0,3 процента от ее стоимости.

Автор: Максим Нелюбин / Редактор: Ефим Шуман


Источник: http://www.dw-world.de/flashcms/stop_kadr_gorch_fock/ru/ru_stop_kadr_g…

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

корабли Корабли

 

Комментарии:

putnik-ost

Корабль вернулся домой. А абрамовичи-чубаисы живут в другом мире, им парусники не нужны, им денег всё время не хватает.

Ответить

G0dlike

незнал, что товарищ Шрррр делает такого рода посты )

Ответить

Понравился пост! Познавательно, спасибо!

Ответить

Методически выверенно и основательно.
Шедеврально и правильно. С уважением.

Ответить

Ев-гений

Автор, спасибо за прекрасный пост!
Парусник это сильнейшая энергетика!

Ответить

На этом барке ходи мой дед электромехаником Никтин георгий Николавевич в 60ых годах...

Ответить

        Анжелика

как в фильме "Брат-2": Люди как люди были, а сейчас одни козлы...

Ответить

        валентина

как из души оторвали,очень жаль.Мой сын,Хамцов Дмитрий учился в мореходке в Херсоне,учавствовал в регате"Коллумб-200".Жаль,деньгами помочь не можем,но молимся за долгую жизнь"Товарища" и,желательно в России.А тем,кто поступил так с барком,деньги не пошли в прок.

Ответить

Хороший пароход. Я на нем в 1981 г. в Рио-де-Жанейро ездил.

Ответить

        Бережной Константин

а ты кто? я тоже в этом рейсе был.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.