Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7 (499) 350-07-30 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Российские вертолеты фирмы «Камов»

Вертолёты ОКБ «Камова»



Вертолеты, построенные по сосной схеме, не требующей хвостового винта обладают следующими неоспоримыми преимуществами в сравнении с одновинтовыми аналогами:

- вертолет соосной схемы  аэродинамически симметричен, обладает независимыми каналами управления, менее подвержен влиянию величины и направления ветра при взлете и посадке, более устойчив на режимах  висения и вертикального  маневрирования, более доступен в обучении из-за простоты техники пилотирования, низкого уровня вибраций и функциональной  нагрузки экипажа;

- отсутствие потерь мощности силовой установки на привод рулевого винта в сочетании с повышенными несущими свойствами соосного винта  дают  значительный выйгрыш в мощности и кпд, тяговооруженности и грузоподъемности, высотности и скороподъемности, обеспечивающих надежное маневрирование вертолета в ограниченном пространстве и  в стесненных условиях современных городов;

-отсутствие рулевого винта уменьшает габариты и  моменты инерции  вертолета, снимает ограничения по угловой скорости, обеспечивает возможность взлета и  посадки с  ограниченных корабельных  площадок, исключает потерю управляемости вертолета при  повреждениях хвостового оперения и травмирование обслуживающего персонала  хвостовым винтом при  работе вертолета на земле.

ОАО «Камов» является монополистом в тех сегментах гражданского и военного секторов вертолетного рынка, в которых эти преимущества, позволяют успешно решать вопросы как транспортной, так  и боевой доступности к объектам выполнения вертолетных услуг.

Фирма "Камов" является несомненным лидером, как на российском, так и на международном рынке в производстве гражданских вертолетов, предназначенных для выполнения специальных работ, особенно в сложных условиях (горы, море) и, в значительной степени, формирует мировые тенденции развития вертолетостроения в данном направлении. Простая техника пилотирования вертолета соосной схемы в сочетании с низким уровнем вибраций в два раза уменьшает ошибки прицеливания при стрельбе из пушки и пусках НАР.

Многоцелевой вертолет Ка-32А не имеет себе равных в своем классе по перевозкегрузов массой до 5000 кг на внешней подвеске, поднимая их с высокогорных площадок на уровне 2500 метров. Вертолет держит мировой рекорд максимальной высоты 8,215 м в горизонтальном полете. Ка-32А предназначен для перевозки людей (до 13 чел.) и грузов (до 4200 кг) внутри кабины, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ, обслуживании газо- и нефтепроводов, выполнения строительно-монтажных работ, тушения пожаров, разгрузки-погрузки судов на ходу и стоящих на рейде. Вертолеты Ка-32 различных модификаций успешно эксплуатируются в Канаде, Южной Корее, Швейцарии, Чили, Мексике, Испании, Португалии, Тайване, Японии, Китае, Папуа - Новой Гвинее и других странах. Планируется создание новых модификаций с более мощными двигателями, что позволит повысить грузоподъемность вертолета до 7 тонн.  Фирма "Камов" успешно проводит сертификацию своих вертолетов за рубежом.

Вертолет Фирмы Ка-32А11ВС – единственный в России, имеющий западный (канадский) сертификат летной годности по нормам FAR. После событий "11 сентября" этот вертолет вызвал особый интерес у экспортеров. Специалисты в области технологий вертолетного пожаротушения признают лучшим в своей категории Ка-32А11ВС. В значительной степени это - результат высокоэффективной работы вертолетов Ка-32А11ВС при тушении пожаров в штате Айдахо (США) в 2000г., Ванкувер, Канада. В последние годы только в Республику Корея продано более 40 вертолетов этого типа.


Многофункциональные вертолеты


Ка-26 (многофункциональный вертолет)

Вертолет общего назначения ОКБ Камова Ка-26, в отчетах НАТО именовавшийся Hoodlum ( хулиган), появился в начале 1964г. Он имел традиционное оперение с двумя килями и соединявшим их стабилизатором, крепившееся к двухбалочному фюзеляжу. Аппарат стоял на четырехколесном шасси и был оснащен двумя звездообразными поршневыми двигателями Веденеев М-14В-26 мощностью по 242 кВт. Двигатели размещались в мотогондолах на коротких горизонтальных пилонах в верхней части фюзеляжа. Кабина была закрыта и оборудована для работы одного пилота. Остальную ее часть можно было использовать для различных целей: опыления и разбрызгивания в сельском хозяйстве, воздушной скорой медицинской помощи, грузовых и пассажирских перевозок.

Построено более 850 машин варианта Ка-26А, они находятся в гражданской эксплуатации примерно 15 стран, а также в Военно-воздушных силах Венгрии, Болгарии и Шри-Ланки. Модифицированный Ка-26 с реактивной системой управления, предназначенной для проектирующегося вертолета Ка-118 (подобного системе NOTAR корпорации Макдоннелл-Дуглас), сейчас находится на испытаниях.

Год принятия на вооружение - 1969. Диаметр главного винта - 13,00 м. Длина - 7,75 м. Высота - 4,05 м. Максимальная взлетная масса - 3250 кг. Тип двигателя - 2 ПД М-14В-26. Мощность - 2 х 325 л.с. Максимальная скорость - 160 км/ч. Крейсерская скорость - 130 км/ч. Боевой радиус действия - 465 км. Практический потолок - 3000 м. Экипаж - 2 чел. 6 пассажиров или 900 кг груза.


Ка-29 (многоцелевой транспортно-боевой вертолет)

Ка-29 - корабельный транспортно-боевой вертолет, развитие Ка-27, отличающийся расширенной носовой частью кабины с тремя плоскими стеклами вместо двух двойной кривизны. Экипаж состоит из двух человек: летчика и штурмана-оператора. Может применяться в транспортном варианте для перевозки 16 десантников в кабине, или 10 раненых, включая четырех на носилках, или грузов массой 2 т в кабине или до 4 т на внешней подвеске. В боевом варианте Ка-29 имеет ферму для внешней подвески на четырех балочных держателях вооружения массой до 2 т, включая 8 ПТУР "Штурм", до 80 НАР калибром 80мм, два универсальных контейнера с пушками калибром 23мм и боезапасом по 250 снарядов, два зажигательных бака типа ЗБ-500. Вертолет может быть вооружен неподвижной пушечной установкой 2А42 калибра 30 мм с боезапасом 250 снарядов. В обоих вариантах вертолет вооружен подвижной пулеметной установкой калибра 7.62 мм с боезапасом 1800 патронов, управляемой штурманом-оператором. Под фюзеляжем в носовой части размещается обтекатель с датчиками электронно-оптической системы управления огнем.

Год принятия на вооружение - 1983. Диаметр главного винта - 15,9 м. Длина - 11,6 м. Высота - 5,4 м. Масса, кг. - пустого - 5520, - нормальная взлетная - 11400, - максимальная взлетная - 12600. Тип двигателя - 2 ГТД Климов ТВ3-117ВК. Мощность - 2 х 2225 л.с. Максимальная скорость - 250 км/ч. Крейсерская скорость - 230 км/ч. Практическая дальность - 800 км. Дальность действия - 180 км. Практический потолок - 5000 м. Статический потолок - 3500 м. Экипаж - 2 чел. Полезная нагрузка: 16 солдат или 4 носилок и 6 сидячих раненых или 2000 кг груза в кабине или 4000 кг на подвеске.


Ка-32А (многофункциональный вертолет)

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ, разгрузки - погрузки судов на ходу и стоящих на рейде, ведения ледовой разведки, обслуживания шельфовых газо- и нефтепроводов, выполнения строительно-монтажных работ.

Вертолет Ка-32А соосной схемы с двумя трехлопастными несущими винтами диаметром 15,9 м. Лопасти винтов из полимерных композиционных материалов с системой складывания в походное положение при базировании на кораблях. Ка-32А построен на базе корабельных вертолетов Ка-27 и Ка-28 и унаследовал от них высокие энерговооруженность, маневренность; способность выполнять полеты в любых погодных условиях, в том числе и при наличии обледенения; приспособленность агрегатов, узлов и систем к эксплуатации в условиях агрессивной морской среды. Соосная схема обеспечивает вертолету безопасность маневрирования вблизи препятствий, в том числе в неспокойной турбулентной атмосфере.

Ка-32А не имеет себе равных в своем классе, способен перевозить грузы массой до 5000 кг на внешней подвеске на высотах до 2500 м. При отказе одного из двигателей обеспечено продолжение горизонтального полета и его успешное завершение. Бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет выполнять полеты в любое время суток круглогодично, в том числе и в сложных погодных условиях.

На вертолете установлено 7 мировых рекордов. Ка-32А успешно эксплуатируется зарубежными фирмами Швейцарии, Канады, Папуа-Новой Гвинеи, Бирмы и других стран. Созданы модификации: Ка-32А1 - пожарный, Ка-32А2 - милицейский, Ка-32А11ВС, Ка-32А12. Авиарегистры Канады и Швейцарии выдали сертификаты типа соответственно на вертолеты Ка-32А11ВС и Ка-32А12.

Год принятия на вооружение - 1986. Экипаж: 1-3, пассажиры: 13, силовая установка: 2 x ГТД ТВ3-117ВМА мощностью по 1620кВт, диаметр несущих винтов: 15.9м, длина фюзеляжа: 12.25м, высота: 5.4м, ширина: 3.8м, взлетный вес: 12700кг, масса перевозимого груза внутри кабины: 3700кг, на внешней подвеске: 5000кг, максимальная скорость: 260км/ч, крейсерская скорость: 230км/ч, статический потолок: 3500м, динамический потолок: 6000м, дальность полета с топливом во внутренних баках: 800км, полезная нагрузка: 4000-5000кг


Ка-126 (многофункциональный вертолет)

Вертолет Ка-126 является дальнейшим развитием вертолета Ка-26 с одним ГТД вместо двух ПД. Проектирование вертолета началось в 1984 г., причем первоначально рассматривался проект вертолета с двумя ГТД в небольших гондолах по бокам фюзеляжа, однако предпочтение было отдано проекту вертолета с одним ГТД сверху фюзеляжа. В 1985 г. было заключено соглашение с румынской фирмой "IAR" о совместной разработке вертолета Ка-126 и его серийном производстве по лицензии в Румынии. В начале 1986г. был построен стенд для наземных испытаний систем вертолета, а через год совершил первый полет первый опытный вертолет.

Затем были построены четыре предсерийнах вертолета, из которых один был построен в СССР (совершил первый полет 19 октября 1988 г.), а остальные в Румынии (первый полет вертолета Ка-126 румынского производства состоялся 31 декабря 1988 г.). Первые 10 серийных вертолетов, получивших обозначение IAR Ка-126, были построены в 1991 г. на заводе фирмы "IAR" в г. Брашов. Планируется серийное производство вертолетов Ка-126 в России на авиационном заводе в г. Улан-Удэ.

Построена модификация Ка-128 - с одним ГТД французского производства Turbomeca "Ariel" 101 со взлетной мощностью 532кВт, который имеет при таких же весовых данных, как и вертолет Ка-126, лучшие летные характеристики. Планируется серийное производство вертолетов Ка-128 на заводе в г. Улан-Удэ и сертификация вертолета по нормам FAA в США.

Построена модификация Ка-226 - с силовой установкой из двух ГТД американского производства Allison 250-C20B, взлетной мощностью по 308 кВт, обеспечивающей большую безопасность полета и лучшие летные характеристики.

Силовая установка: 2 x ТВД Allison250-C20B мощностью по 308кВт, диаметр несущих винтов: 13.0м, длина фюзеляжа: 8.1м, высота: 4.15м, взлетный вес: 3100кг, максимальная скорость: 205км/ч, крейсерская скорость: 192км/ч, скороподъемность: 11.7м/с, дальность полета: 600км, продолжительность полета: 4.6ч, полезная нагрузка: 1300кг


Ка-60 «Касатка» (средний многоцелевой военно-транспортный вертолёт)

ОКБ Н. И. Камова начало разрабатывать этот вертолёт в 1983 году, когда основу парка средних военно-транспортных вертолётов ВВС и гражданской авиации составляли различные модификации Ми-8, которых к тому времени было уже немало. Несмотря на то, что данные вертолёты получили очень широкое распространение и в Вооружённых Силах и в народном хозяйстве СССР, они были не очень рентабельными в связи с их большой для своего класса грузоподъёмностью (4 т). До этого основная часть грузов массой примерно 2 т осуществлялась вертолётами Ми-4. После их снятия с производства, парки винтокрылой техники остро нуждались в вертолётах такого типа. Именно для замены Ми-4, Ка-60 и предназначался первоначально. Сначала вертолёт получил название В-60. В-60 получил правительственную поддержку в 1984 году и тогда же были начаты работы касательно его облика. Палубный вариант В-60 был проработан в 1988 году, а в 1990-м был готов эскизный проект этого вертолёта, получившего название Ка-60.

Легкий тактический военно-транспортный вертолет Ка-60 предназначен для доставки в район боевых действий вооруженного десанта, боеприпасов, оружия и грузов, внутри кабины и на внешней подвеске, эвакуации раненых и оказания скорой медицинской помощи, выполнения поисково-спасательных операций, охраны, патрулирования и разведки, обучения летного состава, перевозки личного состава и VIP-персонала.

Конструкция вертолета отличается повышенной авариестойкостью, на 60% изготовлена из полимерных композиционных материалов, жизненно важные системы и агрегаты дублированы. Вертолет оснащен колесным шасси с повышенной энергоемкостью и энергопоглощающими креслами для экипажа и пассажиров. Повышению выживаемости вертолета способствует реализация конструктивных решений по снижению заметности в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.

Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолета Ка-60 обеспечивает выполнение широкого спектра боевых задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Вертолет соответствует требованиям российских и международных стандартов по надежности, ресурсу, безопасности полетов, условиям комфорта и технической эксплуатации.

На данный момент в Военно-воздушных Силах РФ стоят на вооружении 7 вертолётов Ка-60. Однако в ОКБ Камова планируется произвести в общей сложности 200 вертолётов Ка-60 для Военной авиации, ВМФ, Погранвойск и Министерства иностранных дел России. Они должны будут поступить на вооружение в ближайшие 5 лет.

Экипаж: 1-2, силовая установка: 2 x ГТД РД-600 Рыбинского завода мощностью по 975кВт, диаметр несущего винта: 13.5м, взлетный вес: 6500кг, максимальная скорость: 300км/ч, крейсерская скорость: 265км/ч, статический потолок: 2100м, динамический потолок: 5150м, дальность полета: 700км, полезная нагрузка: 2000-2750кг


Ка-62 (многофункциональный вертолет)

Вертолет Ка-62 является первым вертолетом АООТ "Камов", выполненным по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. Разработка вертолета началась в 1990 году под руководством генерального конструктора С.В.Михеева в инициативном порядке, учитывая большую потребность в среднем многоцелевом вертолете для народного хозяйства. Большое внимание при проектировании вертолета было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания. Проведенные совместно с ЦАГИ теоретические и экспериментальные исследования позволили значительно уменьшить аэродинамическое сопротивление вертолета, а использование усовершенствованных профилей и оптимизация конфигурации лопастей обеспечили увеличение относительного и пропульсивного КПД и достижение максимального эквивалентного аэродинамического качества, равного 4.

Специально для вертолета Ка-62 Рыбинским КБ моторостроения (главный конструктор А.С.Новиков) разработаны ГТД нового поколения РД-600, имеющие характеристики на уровне лучших зарубежных ГТД.

Базовым для вертолета Ка-62 выбран транспортный вертолет, рассчитанный на перевозку груза массой до 2500кг на внешней подвеске или 15—16 пассажиров в кабине. На его базе разрабатываются санитарный и спасательный варианты, отличающиеся специальным оборудованием, включающим спасательную лебедку грузоподъемностью 300кг. Для экспортных поставок разработан вариант вертолета Ка-62М, с пятилопастным несущим винтом, зарубежными двигателями General Electric T700/CT7-2D1 или LHTEC CT8-800 или Rolls-Royce/Turbomeca RTM 332 и пилотажно-навигационным оборудованием фирмы Bendix King.

Первый опытный вертолет Ка-62 был продемонстрирован на авиационно-космической выставке МАКС-95 в г. Жуковском. Первый полет вертолета предполагался в 1996 году. Предусматривается сертификация вертолета по американским нормам летной годности FAR 29.

Экипаж: 1-2, пассажиры: 16, силовая установка: 2 x ГТД РД-600 Рыбинского завода мощностью по 955кВт, диаметр несущего винта: 13.5м, длина фюзеляжа: 13.25м, высота: 4.1м, взлетный вес: 6250кг, вес пустого: 3730кг, максимальная скорость: 300км/ч, крейсерская скорость: 260км/ч, скороподъемность: 11.7м/с, статический потолок: 2500м, динамический потолок: 5000м, дальность полета: 720км, полезная нагрузка: 2000-2500кг


Ка-226 ( многоцелевой вертолёт)

Ка-226 — многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Камова. Первый полёт совершил 4 сентября 1997 года. Ка-226 представляет собой модернизацию хорошо зарекомендовавшего себя вертолета Ка-26. Предназначен для перевозки 6-7 пассажиров или 1350 кг груза (в том числе и на внешней подвеске).

По данным холдинга «Вертолёты России» стоимость одного вертолёта модификации Ка-226Т составляет примерно 100 - 120 млн рублей.

Помимо базовой модификации Ка-226 существует и более современная модель Ка-226Т, которая ещё не прошла сертификацию, но планируется её завершить в 2010 году. Вместо двигателей Rolls-Royce (Allison), устанавливаемых на базовую модификацию, на Ка-226Т устанавливаются французские двигатели Turbomeca Arrius 2G1 мощностью 670 л.с..

Модификация Ка-226. Диаметр главного винта 13.0 м. Длина 8.10 м. Высота  4.15 м. Масса, кг - нормальная взлетная 3100, - максимальная взлетная 3400. Тип двигателя 2 ТВлД Allison 250-С20В. Мощность  2 х 308 кВт. Максимальная скорость 205 км/ч. Крейсерская скорость195 км/ч. Практическая дальность 600 км. Продолжительность полета 4.60 ч. Скороподъемность 636 м/мин. Динамический потолок 6500 м. Статический потолок 2500 м. Экипаж 2 чел. Полезная нагрузка: 6 пассажиров или 1400 кг груза в кабине или 1500 кг на внешней подвески.

Российские боевые вертолеты фирмы "Камов"


Ка-50 (ударный вертолет)

На что способна эта необычная машина - иностранные авиационные эксперты узнали на последней международной аэрокосмической выставке в Фарнборо. Там впервые, демонстрировался первый в мире одноместный вертолет огневой поддержки, оборудованный бронированной кабиной и надежной системой спасения. Для устроителей авиасалона русский экспонат оказался сюрпризом, хотя летательные аппараты этого класса появились четверть века назад.

Как известно, впервые вертолеты в военных целях эпизодически применяли американцы еще во время второй мировой. В корейскую войну 1950 -1953 годов на геликоптерах транспортировали небольшие подразделения, эвакуировали раненых, а также летчиков, сбитых над территорией КНДР или открытым морем. Действовали они весьма эффективно, и вскоре число машин увеличилось с 25 до 125.

В августе 1964 года, после так называемого "инцидента в Тонкинском заливе", американцы (опять они, но что поделаешь!) приступили к воздушным бомбардировкам Демократической Республики Вьетнам и взяли на себя борьбу с партизанами, противниками поддерживаемого Вашингтоном сай-гонского режима. Для переброски солдат "рейнджеров" и обстрела "подозрительных" районов использовали серийные многоцелевые машины. Однако тяжелые, неповоротливые вертолет такого класса не подходили для оперативной поддержки войск огнем с воздуха. Поэтому в 1967 году компания "Белл" изготовила сравнительно небольшой, маневренный боевой АН-1 "Хью Кобра", который нес управляемые и неуправляемые реактивные снаряды "воздух - земля", скорострельную пушку или пулеметы. И в том же году опытно-конструкторские бюро М.Л.Миля и Н.И.Камова представили военным образцы машин аналогичного назначения. Предпочтение отдали транспортно-боевому Ми-24.

Заметим, что и американцы не сразу решились обзавестись сугубо боевой машиной, В 1979 году компания "Сикорский" выпустила ударный вариант многоцелевого UH-60 "Блэк Хок". Он был цельнометаллическим, с двумя газотурбинными двигателями Лопасти несущего винта выдерживали попадания крупнокалиберных пуль, броня защищала сиденья двух пилотов и некоторые агрегаты, причем последние частично продублировали на случай повреждений при обстреле с земли. Ниже грузовой кабины смонтировали короткие крылья с узлами подвески для 16 противотанковых реактивных снарядов "Toy" или "Хеллфайер", а также четырех кассет, из которых при полете на малой высоте разбрасывалось до 320 противопехотных или противотанковых мин.

Подобным образом в 1984 году поступили и англичане, превратив в боевой строившийся семь лет многоцелевой "Уэстленд" UUC-13 "Линкс". Мощности двух газотурбинных двигателей хватило, чтобы обеспечить ему достаточные скорость и маневренность. Лопасти несущего и рулевого винтов выполнили из композиционных материалов; усовершенствованное навигационное и прочее оборудование (радиолокатор системы разведки, целеуказания и управления оружием заимствовали у американского "Апача") позволяют экипажу действовать не только днем и ночью, но и в любую погоду. "Линкс-3" вооружили управляемыми противотанковыми ракетами "Toy" или "Хот", противосамолетными "стингерами" и пушкой калибра 20 или 30 мм.

- А специалисты нашего ОКБ еще два десятилетия назад считали, что, помимо транспортных, нужны и боевые вертолеты, - заметил заместитель генерального конструктора В.А.Касьяников. - Ведь никого не смущает сосуществование в армии в общем-то схожих, но разных по назначению бронетранспортеров, боевых машин пехоты и танков. Увы, к ним тогда не прислушались...

Зато американцы в 1972 году объявили конкурс на сугубо боевой, всепогодный геликоптер весом 7,2 т, развивающий не менее 320 км/ч. Участвовало шесть фирм, но на финишную прямую вышли только два образца - "Белл" АН-63 и "Хьюз" АН-64. В 1976 году военные испытали по три экземпляра и выбрали АН-64, которому присвоили имя собственное "Апач".

Стоило увидеть, что выделывал Ка-50 с устрашающим названием "Черная акула" (другой - "Вервольф" - с изображением оскаленной волчьей морды стоял в ангаре) над подмосковным, фирменным аэродромом Круто опустив нос, лихо выписывал виражи на малой высоте, потом, разогнавшись, чуть ли не отвесно уходил ввысь, вновь набирал скорость в горизонтальном полете и вдруг без разворота устремлялся в сторону, летел непривычно - боком Словом, это был высший пилотаж по-вертолетному Тот самый, который нынешним летом увидели организаторы, участники и посетители международного авиакосмического салона в парижском аэропорту Ле Бурже, а потом и в подмосковном городе Жуковском.Так "фирма Камов" (до недавнего времени ОКБ имени Н И Камова) еще раз подтвердила свою высокую репутацию Напомним, что только она проектирует и выпускает удачные вертолеты соосной схемы разного назначения, а теперь предложила российским вооруженным силам уникальный боевой вертолет.

Год принятия на вооружение - 1995, Экипаж - 1 чел. Диаметр несущего винта - 14,50 м. Длина вертолета с вращающимися винтами - 15,90 м. Длина корпуса вертолёта - 13,5 м. Общая высота - 4,9 м, Ширина по размаху крыльев - 7,3 м. Масса, - максимальная - 10800 кг, - пустого вертолета - 7692 кг. Статический потолок - 4000 м. Практический потолок - 5500 м. Практическая дальность полета - 460 км (с нормальной боевой нагрузкой). Максимальная эксплуатационная перегрузка - 3, 5 ед. Двигатели - 2 х ГТД Климов ТВ3-117ВМА. Мощность двигателей - 2 х 2260 л.с.(2 х 1660 кВт). Вертикальная скороподъемность - 10 м/с. Максимальная скорость, на пологом пикировании - 390 км/ч, в горизонтальном полете - 310 км/ч, крейсерская скорость - 270 км/ч, полета вбок - 80 км/ч, полета назад - 90 км/ч. Максимальный вес боевой нагрузки - 1811 кг.


Ка-50-2 "Эрдоган"

Ка-50-2 "Эрдоган" является глубокой модернизацией широкоизвестного боевого вертолета Ка-50 "Черная акула". Ка-50-2 стал итогом совместной работы российской ветолетной фирмы "Камов", госкомпанией "Росвооружение" и израильской компании - производителя авиационного оборудования IAI - Israel Aircraft Industries Ltd. Идея проекта "Эрдоган" возникла примерно 2.5 года назад, когда Турция объявила о намерении полностью обновить свой парк боевых вертолетов. Россия тогда уже имела готовый вертолет Ка-50 "Черная акула", который был выпущен в количестве всего нескольких экземпляров из-за отсутствия финансовых средств для запуска в серию. Тем не менее даже опытные образцы немало впечатлили специалистов своими тактико-техническими характеристиками. Наша сторона производит основную часть машины, получившей обозначение Ка-50-2 "Эрдоган", израильтяне же оснащают вертолет авионикой и противотанковыми ракетами. В процентном соотношении это выглядит как 80 к 20. Потенциальный покупатель познакомился с Ка-50-2 минувшим летом. Турки остались довольны увиденным. Правда, попросили о внесении некоторых изменений. Так, пилотов пришлось посадить не рядом, а друг за другом, а пушку сделали подвижной.

Ка-50-2 это высокоэффективный многоцелевой всепогодный боевой вертолет предназначенный для выполнения следующих задач:

 Уничтожение танков и легкобронированных целей, для чего вертолет оснащается сверхзвуковыми ПТУР "Вихрь" с дальностью поражения наземных целей до 8 км; Ведение разведки наземных целей. Для этого на вертолет устанавливаются стабилизированные телевизионный и инфракрасный сенсоры, позволяющие определить цель на дистанции 20 км в дневное и 13 км в ночное время; Непосредственная огневая поддержка наземных войск; Уничтожение воздушных целей ракетами "воздух-воздух"  

Защитные системы Ка-50-2 включают:

 Круговое бронирование кабины, обеспечивающее защиту от 12.7-мм бронебойных пуль и от осколков 23-мм снарядов. Экранирование двигателей, уменьшающее интенсивность ИК-излучения и уменьшающее, тем самым, вероятность поражения ракетами с ИК-головкой наведения. Система аварийного спасения экипажа, в которую входят катапультируемые кресла К-37-800 и система отстрела лопастей.  

Конструкция. Фюзеляж имеет негерметичную моноблочную структуру прямоугольного сечения, разделенную на несколько отделений. Фюзеляж построен из аллюминиевых сплавов и полимерных композитных материалов (органический пластик, карбон-фибер пластик, сотовый наполнитель). Хвостовое оперение состоит из вертикального и горизонтального стабилизатора, на концах которого установлены широкие аэродинамические гребни. Ка-50-2 имеет небольшие крылья, которые обеспечивают дополнительную подъемную силу и служат для подвески различного вооружения и топливных баков. Шасси трехстоечное - носовая и две задние стойки, которые в полете убираются в фюзеляж.

Двигатели. Ка-50-2 оснащен двумя турбореактивными двигателями ТВ3-117 ВМА, которые развивают мощность по 2200 лс на взлете.

Авионика. Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета имеет централизованную архитектуру, обеспечивающую максимальную интеграцию приборов и инструментов с системами управления, что значительно облегчает управление вертолетом. Система управления связана двумя шинами данных MIL-STD-1553B MuxBus: шина оружия и шина авионики. Шина оружия построена по протоколу MIL-STB-1760B и связывает процессор задания и процессор отображения информации (MDP), которые управляют авионикой, устройство интерфейса вооружения (AIU), многоцелевую стабилизированную оптическую систему прицеливания (HMOSP), нашлемный прицел пилота (IHS) и крыльевые станции оружия. Шина авионики связывает следующие подсистемы: Связи/Идентификации, Навигации, РЭБ и др. Архитектура с двумя шинами обеспечивает функциональную независимость авионики и системы управления оружием, оптимизирует поток данных и обеспечивает возможность интеграции с различными системами вооружения. БРЭО Ка-50-2 позволяет вертолету вести боевые действия днем и ночью в любых погодных условиях.

Системы РЭБ. Ка-50-2 оборудован системами как активного так и пассивного радиопротиводействия. В состав этого оборудования входит:

приемник предупреждения об облучении радаром; система предупреждения о пуске ракет; приемник предупреждения об облучении лазером; системы выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.

Вооружение. Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2.5 тонн. Базовый комплект вооружения включает в себя ПТУРы, ракеты "воздух-воздух", пушку и НУРСы. В состав вооружения Ка-50-2 могут входить:

12 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет "Вихрь" с лазерным наведением или 16 ПТУР с электронно-оптическим наведением; 4 ракеты "воздух-воздух" типа "Стингер"; скорострельная 30-мм автоматическая пушка 2А42 с высокой начальной скоростью снаряда, запас снарядов - 240 бронебойных и 230 фугасно-зажигательных, скорострельность регулируется от 350 до 600 в/мин; 80-мм кассеты НУРС.


Ка-52 (ударный вертолет)

Фирма "Камов" выставила на суд общественности двухместную версию боевого ударного вертолета Ка-50 "Черная акула". В ночь перед презентацией винтокрылая машина получила название - "Аллигатор". "Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника", - объяснил генеральный конструктор фирмы Сергей Михеев.

К созданию нового поколения боевых машин фирма "Камов" приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50 впервые совершил испытательный полет, а через четыре года выиграл тендер Министерства обороны.

Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе "Черной акулы". Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику.

В разработке "Аллигатора" приняли участие иностранные компании. Французская "Thomson", например, изготовила радиоэлектронное оборудование и телевизоры.

Серийно Ка-52 будет производиться на Арсеньевском авиационном комплексе "Прогресс", который в ближайшее время последует примеру фирмы "Камов" и войдет в состав ВПК "МАПО". Вступление в мощную группу, считают эксперты, создаст хороший инвестиционный климат для запуска в серию новой машины. Руководство ВПК "МАПО" в свою очередь подтвердило, что производство боевых вертолетов станет одной из приоритетных программ в концерне.

По одной из версий "Аллигатор" готовится как экспортный вариант, в то время как Ка-50 будет больше ориентирован на внутренний рынок.

В боевой авиации мира вертолеты подобного класса традиционно двухместные. "Черная акула" рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины.

По некоторым данным, стоимость Ка-52 колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: "Апач" (США), "Тайгер" (Германия-Франция), "Ройвалк" (ЮАР). По критерию "эффективность-стоимость" Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников.

Вертолет Ка-52 может применяться для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника, для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием.

На вертолете установлена система аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50. Размещение летчиков в кабине по схеме "бок о бок" упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире. Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться как учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей "для себя" и для одноместного Ка-50.

Экипаж: 2, диаметр несущих винтов: 14.50м, длина фюзеляжа: 13.53м, высота: 4.95м, взлетный вес: 10800кг, максимальная скорость: 300км/ч, статический потолок без учета влияния земли: 3600м, дальность полета с полной заправкой: 520км, перегоночная дальность: 1200км, вооружение: 1 x 30-мм пушка, 12 ПТУР "Вихрь"

Морские вертолеты


Ка-15 (противолодочный вертолет)

В январе 1953 г. командующий авиацией ВМФ Е. Н. Преображенский подписал весьма деликатное заключение: вертолет испытания (несмотря на их ограниченный объем) выдержал, но ввиду ограниченной грузоподъем­ности и недостаточного для решения всего мно­гообразия задач экипажа (один летчик) принимать его на вооружение нецелесообразно. Главноко­мандующий ВМС это заключение утвердил.

Однако почти за 10 месяцев до этого в соответствии с директивой Морского генерального штаба от 14 марта 1952 г. в составе ВВС ЧФ при­ступили к формированию 220-го отдельного от­ряда вертолетов Ка-10. и к 15 мая 1953 г. оно завершилось полностью. Местом базирования ему определили Куликово поле (Севастополь). Коман­диром назначили капитана Воронина. Получилась своеобразная историческая преемственность: К сентября 1910 г. с аэродрома Куликово поле про­извел первый полет военно-морской летчик лей­тенант С. Ф. Дорожииский.

14 марта 1952 г. можно считать официальной датой рождения корабельных вертолетов.

В 1957 г. на смену вертолету Ка-10, не очень интенсивно летавшему, поступил более совершен­ный Ка-15. Акт с рекомендациями о приеме его на вооружение был подписан командующим ави­ацией ВМФ в июне 1955 г. Вертолет предполага­лось использовать для поиска и уничтожения ПЛ, связи корабля с берегом, ведения разведки и др. Первыми Ка-15 на заводе изучали черноморские летчики старший лейтенант Левтер и капитан Каракуц.

В авиации БФ в сентябре 1957 г. сформиро­вали 225-ю отдельную авиационную эскадрилью корабельных вертолетов, но просуществовала она недолго, и в апреле следующего года была расформирована.

В 1957-1958 гг. были сформированы подраз­деления корабельных вертолетов и на Тихооке­анском флоте: в Ново-Нежине и Елизове (на Кам­чатке). Морские испытания Ка-15 проводились в 1956 г. на эскадренном миноносце "Светлый" (Балтий­ский флот).

Ка-15 - это двухместный вертолет цельно­металлической конструкции, снабженный двумя соосно-расположенными винтами диаметром 9,96 м со съемными деревянными лопастями. Винты противоположного вращения, именовались верх­ним и нижним. Корабельным вертолет можно было считать весьма относительно, так как какого либо специального оборудования для базирова­ния на корабле он не имел.

Для улучшения продольной и путевой устой­чивости вертолета, а также управляемости на ре­жиме самовращения несущих винтов на хвосто­вой балке установили неуправляемый стабилиза­тор и два киля с рулями поворота. Силовая ус­тановка состояла из невысотного девятицилиндро­вого двигателя воздушного охлаждения АИ-14 конструкции А, Г. Ивченко мощностью 255 л. с Нормальный полетный вес вертолета Ка-15 состав­лял 1363 кг (107 л бензина, 17 л моторного мас­ла), что обеспечивало дальность полета до 280 км (высота полета 500 м, скорость - 120 км/ч), ди­намический потолок вертолета - 3500 м, стати­ческий (потолок висения) - 600 м, максимальная скорость полета до 150 км/ч.

Полезная нагрузка вертолета была очень ог­раниченной, и разместить на нем приемное ус­тройство СПАРУ-55 и радиогидроакустические буи не представлялось возможным. По этой причине предполагалось использовать вертолеты в паре: на одном размещалось приемное устройство, а на второй - подвешивали два буя РГБ-Н (СПАРУ на нем не устанавливалось). Из этого нетрудно заключить, что противолодочные возможности вертолетов были более чем скромными. В таи называемом "ударном варианте" (существовал и такой) на вертолет подвешивали две бомбы по 50 кг, н в полет брали прицел ОПР-1Р.

Следует признать, что дебют первых кора­бельных вертолетов не был удачным, но к моменту снятия Ка-15 с вооружения уже полным ходом шли работы над противолодочным Ка-25.

Экипаж: 1, пассажиры: 1, силовая установка: 1 x ПД АИ-14В мощностью 188кВт, диаметр несущих винтов: 9.96м, длина фюзеляжа: 6.26м, высота: 3.35м, ширина: 2.85м, взлетный вес: 1370кг, вес пустого: 968кг, полезная нагрузка внутри кабины: 364кг, максимальная скорость: 155км/ч, динамический потолок: 3500м, дальность полета: 350км


Ка-25 (противолодочный вертолет

Первый боевой палубный вертолет России, предназначенный для обнаружения подводных лодок и уничтожения их в подводном положении на глубине до 500 м.

Постановление о разработке вертолета Ка-25 было принято 20 февраля 1958 г. К этому времени выработались некоторые требования к корабельным вертолетам с учетом специфики решения противолодочных задач: Соосная схема винтов, два двигателя, устройства для поддержания вертолета на плаву в случае вынужденной посадки. Кроме того, при поиске с опускаемой гидроакустической станцией приходится до 8-10 раз за полет производить разгоны и торможения вертолета. Поэтому стремление улучшить вибрационные характеристики, устойчивость и управляемость на переходных режимах были далеко не лишними.

Расчеты показывали, что шумы винтов корабельной поисково-ударной группы (КПУГ), включающей противолодочный крейсер проекта 1123 ("Москва", "Ленинград") и два противолодочных корабля, современная атомная подводная лодка, снабженная гидроакустическим комплексом, способна обнаружить на удалениях порядка 300-400 км, с удалений 160-130 км она имеет возможность различить, что обнаружена групповая цель. На основании подобных построений можно было прийти к заключению: для того, чтобы обнаруживать современные подводные лодки, их поиск следует производить на границе начала уклонения, а лучше всего еще дальше. Для вертолета Ка-25ПЛ удаление от кораблей 100-120 км было на пределе тактических возможностей. Однако опыт боевой службы свидетельствовал, что все эти рассуждения ничего не стоят, если за кораблями вели наблюдение корабли сопровождения или самолеты базовой патрульной авиации. И в этих условиях вертолеты при решении задачи первичного поиска должны действовать самостоятельно, неожиданно, в любое время суток и на возможно больших удалениях от КПУГ.

Экипаж: 2-3, силовая установка: 2 x ГТД-3Ф мощностью по 662кВт или 2 x ГТД-3Ф мощностью по 728кВт, диаметр несущих винтов: 15.74м, длина фюзеляжа: 9.75м, высота: 5.37м, взлетный вес: 7200кг, вес пустого: 4765кг, максимальная скорость: 220км/ч, крейсерская скорость: 180км/ч, динамический потолок: 3500м, дальность полета: 450км


Ка-27 (противолодочный вертолет)

В мае 1970 г. после завершения разбора маневров "Океан" Главком ВМФ принял Главного конструктора Н. И. Камова и заместителя командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта Наумова и заслушал предложения по новому вертолету.

Постановление о разработке противолодочного вертолета Ка-252, предназначенного для кораблей проекта 1143 и других, было принято Советом Министров СССР в апреле 1972 г.

Заседание Государственной комиссии по вертолету состоялось в июле следующего года. Представленные материалы, обоснованные расчетами, свидетельствовали, что в случае их реализации вертолет будет обладать несравненно более высокими возможностями по сравнению с Ка-25 и не уступать по основным характеристикам зарубежным вертолетам. Предполагалось интегрировать все новое, что к этому времени создано, находится в разработке и близко к завершению.

Летно-тактические характеристики вертолета, в частности дальность и продолжительность полета, увеличились на 30-40%, а более мощные и надежные двигатели ТВ3-117KM обеспечивали удельную тяговооруженность в 1,7 раза выше по сравнению с Ка-25, что должно было сказаться в первую очередь на безопасности полета.

Особое внимание комиссия обратила на новую концепцию построения поисково-прицельной системы. Это было предложение современного уровня развития. Планировалось применение опускаемой гидроакустической станции с высокой степенью автоматизации, Главного конструктора О. М. Алещенко. Отличительные особенности состояли в применении информационно-вычислительной подсистемы на базе бортовой ЦВМ, включении в систему индикатора отображения тактической обстановки, высокой степени автоматизации процесса маневрирования вертолетов группы при поиске ПЛ с применением опускаемых гидроакустических станций и др. В то же время бортовая система "При-вод-СВ-борт" совместно с навигационной системой и корабельной аппаратурой должна была обеспечить решение широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы "Навигация" и "Посадка").

Первый полет вертолета Ка-252 состоялся 8 августа 1973 г., и сразу после этого началось систематическое нарушение установленных сроков. их переносы, корректировки и т. п. В конечном итоге испытания по этапу "А" растянулись почти на 4 года (январь -октябрь 1977 г.) с выполнением 2200 полетов при налете 1400 час. Как видно, количество полетов и налет оказались значительными. После их завершения приняли решение о серийном производстве вертолетов, что совершенно не свидетельствовало о его полной готовности к боевому использованию. С тем, чтобы как-то сократить сроки разработки, одновременно с первым этапом выполнялась программа этапа "Б". По ней также было проведено 464 полета при налете около 500 ч. Испытания шли не совсем гладко и часто прерывались, в том числе и по независящим от разработчиков причинам, например, из-за отказов двигателей.

После завершения испытаний 14 апреля 1981 г. вертолет, получивший обозначение Ка-27, был принят на вооружение.

Вертолет выполнен по традиционной для фирмы схеме двух трехлопастных несущих винтов противоположного вращения. Лопасти для размещения в ангаре корабля и транспортировки на подъемниках складываются вручную в походное положение вдоль фюзеляжа (на Ка-25 складывание производилось с помощью дистанционного механизма, и подниматься по стремянке на палубе с риском для жизни не было необходимости).

Цельнометаллический фюзеляж состоит из передней и хвостовой частей. Передняя часть - кабина экипажа и грузовая кабина. На хвостовой части укреплено хвостовое оперение, состоящее из стабилизатора и двух килей с рулями направления.

Взлетно-посадочные устройства вертолета состоят из четырехопорных неубирающихся в полете шасси. Ввиду низкого клиренса вертолета амортизационные стойки шасси сделаны раздвижными, что позволяет при необходимости приподнимать переднюю или заднюю часть вертолета для загрузки бомбового отсека.

По бортам вертолета на специальных рамах под створками располагаются надувные баллонеты из водонепроницаемой ткани, используемые в случае аварийной посадки на воду. Наполнение их воздухом производится за счет бортовой пневмосистемы, снабженной эжекторами. Баллонеты с рамой весят 242 кг.

Силовая установка вертолета обеспечивает привод несущих винтов, генераторов переменного тока, насосов гидравлической системы, компрессора продувочного воздуха и др. агрегатов. В состав ее входят два газотурбинных двигателя конструкции Изотова ТВЗ-П7КМ, редуктор РВ-252, турбокомпрессор и системы, обеспечивающие их работу.

Мощность двигателя на взлетном режиме составляет 2225 л. с., на номинальном режиме - 1700 л. с.

Запас топлива на вертолете составляет 2940 л при централизованной заправке. Часовой его расход на приборной скорости 120 км/ч, по данным испытаний, составляет 470 кг, на ви-сении увеличивается почти на 50% и достигает 690 кг/ч.

Экипаж вертолета, учитывая возросшую сложность аппаратуры, пришлось увеличить до трех человек (летчик, штурман, штурман-оператор) и разместить их в двух кабинах. Увеличение количества членов экипажа всегда воспринимается как нежелательное явление и обычно вызывает множество нареканий. Не обошлось без них и на этот раз.

Вертолет Ка-27 обладает неплохими, сравнительно с другими вертолетами подобного класса, характеристиками: крейсерская скорость полета 250 км/ч (на Ка-25 - 180-190 км/ч), дальность до 750 км, тактический радиус порядка 200 км при нахождении на этом удалении около 2 ч.

Габаритные размеры вертолета, учитывая ограниченные объемы ангарных помещений кораблей, по возможности уменьшены, и со сложенными лопастями винтов он имеет длину 12,2 м, ширину 2,8 м. Диаметр несущих винтов - 15,9 м.

На вертолете установлено современное для времени его создания пилотажное, навигационное и противолодочное оборудование.

Экипаж: 2-3, силовая установка: 2 x ГТД ТВ3-117 НПО им. Климова мощностью по 1618кВт, диаметр несущих винтов: 15.9м, длина фюзеляжа: 11.3м, высота: 5.4м, взлетный вес: 11000кг, максимальная скорость: 270км/ч, крейсерская скорость: 230км/ч, динамический потолок: 4300м, дальность полета: 800км, продолжительность полета: 4.5ч


Ка-29 (многоцелевой транспортно-боевой вертолет)

Ка-29 - корабельный транспортно-боевой вертолет, развитие Ка-27, отличающийся расширенной носовой частью кабины с тремя плоскими стеклами вместо двух двойной кривизны. Экипаж состоит из двух человек: летчика и штурмана-оператора. Может применяться в транспортном варианте для перевозки 16 десантников в кабине, или 10 раненых, включая четырех на носилках, или грузов массой 2 т в кабине или до 4 т на внешней подвеске. В боевом варианте Ка-29 имеет ферму для внешней подвески на четырех балочных держателях вооружения массой до 2 т, включая 8 ПТУР "Штурм", до 80 НАР калибром 80мм, два универсальных контейнера с пушками калибром 23мм и боезапасом по 250 снарядов, два зажигательных бака типа ЗБ-500. Вертолет может быть вооружен неподвижной пушечной установкой 2А42 калибра 30 мм с боезапасом 250 снарядов. В обоих вариантах вертолет вооружен подвижной пулеметной установкой калибра 7.62 мм с боезапасом 1800 патронов, управляемой штурманом-оператором. Под фюзеляжем в носовой части размещается обтекатель с датчиками электронно-оптической системы управления огнем.

Экипаж: 2, силовая установка: 2 x ГТД ТВ3-117ВК мощностью по 1660кВт, диаметр несущих винтов: 15.90м, длина: 11.6м, высота: 5.40м, взлетный вес: 12600кг, вес пустого: 5520кг, максимальная скорость: 250км/ч, динамический потолок: 5000м, дальность полета с нагрузкой 2000кг: 460км, дальность полета перегоночная: 740км


Ка-31 (вертолет ДРЛО)

Необходимость в средствах ДРЛО проявилась во время англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских (Мальвинских) островов. Отсутствие в составе английских экспедиционных сил самолетов или вертолетов ДРЛО не позволило своевременно осуществлять поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника. Использование же в качестве средства ДРЛО эскадренных миноносцев привело к потере двух таких миноносцев ("Шеффилд" и "Ковентри").

Задание на разработку вертолета ОКБ им. Н.И. Камова получило в 1985 году. При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая сложность при этом заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и обеспечение достаточной стабильности полета вертолета при вращающейся антенне РЛС. Первый полет опытного образца состоялся в 1987 году. После длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России в 1995 году. Серийное производство вертолета подготовлено на вертолетном заводе в г. Кумертау.

Предназначен для обнаружения на дальних рубежах как воздушных целей типа "самолет" - "вертолет" на предельно малых высотах полета, так и надводных кораблей, их сопровождения и автоматической передачи данных на наземные и корабельные пункты управления. Вертолет корабельного базирования Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха соединений боевых кораблей, действующих вне зоны действия береговых РЛС и самолетов ДРЛО. Является модификацией вертолета Ка-29, оборудованной для ведения разведки и защиты корабельных соединений от атак с воздуха. Вертолет радиолокационного дозора Ка-31 создан на базе Ка-29. Предназначен для обнаружения воздушных (в том числе маловысотных, на фоне земли или моря), а также надводных целей и автоматической передачи информации о них на боевые корабли или наземные комплексы ПВО.

Ка-31 не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Вертолет Ка-31 создан на базе вертолета Ка-29 с возможностью базирования на суше и на кораблях различного класса. Вертолет может базироваться на тех же кораблях, что и Ка-27 и Ка-29. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.

Основу бортового комплекса составляет мощная РЛС на твердотельных элементах, имеющая для кругового обзора выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной решеткой. Антенна в походном положении находится под днищем фюзеляжа.

Бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту в любых погодных и климатических условиях, обнаруживать и брать на автосопровождение 20 целей.

Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передается на пункты управления. На вертолете установлена система ДРЛО Е-801 "Око", разработанная в нижегородском НИИ радиотехники. В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90 град., при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы шасси не мешало работе РЛС. РЛС (с ФАР, вес антенны - 200 кг, длина антенны - 5.75 м, площадь антенны 6 кв. м ) обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей с размерами истребителя на расстоянии 100-150км и 250-285км для надводных целей типа "катер".

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове, кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Полеты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Время полного оборота антенны составляет 10 сек.

РЛС кругового обзора с фазированной антенной решеткой, убирающаяся в нерабочем положении под фюзеляж, способна обнаруживать и сопровождать малоразмерные объекты, летящие на малых или сверхмалых высотах, а также малоразмерные морские цели. В автоматическом режиме осуществляет обнаружение и опознавание воздушных и морских целей определяет параметры их движения и передает данные в реальном масштабе времени на наземные или корабельные пункты управления.

Шасси вертолета выполнено частично убирающимся (подтягивающимся), что обеспечивает бортовой РЛС круговой незатененный обзор. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет Ка-31 выполнять автоматизированный полет по заданному маршруту. При использовании в интересах Сухопутных войск Ка-31 может базироваться на небольших неподготовленных площадках вблизи расположения мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая их целеуказанием. По своим характеристикам Ка-31 не имеет аналогов в мире.

Экипаж: 2-3, диаметр несущих винтов: 15.90м, длина фюзеляжа: 11.30м, высота: 5.60м, взлетный вес: 12500кг, максимальная скорость: 255км/ч, крейсерская скорость: 220км/ч, статический потолок: 3700м, высота полета при патрулировании: 3500м, дальность полета перегоночная: 680км, продолжительность патрулирования:1.5-2ч


Ка-32С (противолодочный вертолет)

Ка-32 - последняя машина Н. И. Камова. Вертолет совершил первый полет 24 декабря 1973 г., спустя месяц после смерти конструктора. На Западе вертолеты данного типа впервые стали известны в 1981 году, когда они были замечены на Балтике на борту ракетного крейсера "Удалой" во время тренировочных полетов. Позже эти вертолеты демонстрировались в Минске во время проведения научной конференции по использованию летательных аппаратов в народном хозяйстве.

Вертолеты Ка-32 созданы для замены вертолетов Ка-25/Ка-25К. Установка двух турбовальных двигателей Изотова ТВЗ-117В обеспечила почти двойное увеличение мощности по сравнению с прочими вертолетами. В результате этого грузоподъемность увеличилась до 500 кг. Вертолеты типа Ка-32 имеют несущую систему из двух трехлопастных винтов противоположного вращения, пилотскую и грузовую кабины и двухкилевое хвостовое оперение.

При изготовлении лопастей несущих винтов Ка-32 использован опыт десятилетнего серийного производства стеклопластиковых лопастей, впервые спроектированных в ОКБ им. Н. И. Камова. Шарнирное крепление этих лопастей к втулкам несущих шипов предусматривает их складывание над хвостовой балкой при хранении вертолетов на авианесущих кораблях. Фюзеляж вертолета выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов с тремя дверями: с обоих бортов пилотской кабины для двух членов экипажа и по левому борту грузовой кабины.

Толчком к созданию Ка-32 послужили острые транспортные проблемы, связанные с освоением районов Крайнего Севера. При этом на них возлагались задачи проводки караванов судов по северному морскому пути (дают информацию о состоянии льдов по курсу каравана) и разгрузки судов на ходу ("Летающий кран" перевозит на внешней подвеске груз до 5000 кг на расстояние 80 км, а в грузовой кабине - 1500 чача расстояние до 800 км). Кроме того, вертолеты Ка-32 нашли широкое применение в горных условиях: вывозка древесины, строительство ЛЭП и проведение горноспасательных работ. Навигационное оборудование Ка-32 позволяет осуществлять полет по выбранному маршруту в автоматическом режиме.

Для этого достаточно задать географические координаты точек маршрута, и "электроника" сама проведет вертолет по ним с точностью, достаточной для визуального контакта. Полеты вертолетов Ка-32 возможны днем и ночью, как в простых, так и в сложных метеоусловиях. Эти возможности обеспечиваются установкой сложного оборудования для системы автоматического управления и применения электрической противообледенительной системы лопастей и лобовых стекол пилотской кабины. На вертолетах Ка-32 установлен ряд официальных рекордов: - скороподъемности при полностью женском экипаже (набор высоты 6000 м за 4 минуты и 46 секунд); - подъем грузов (2000 кг на высоту 6400 м; 1000 кг на высоту 7305 м; подъем вертолета без груза на высоту 8250 м). Ка-32А - первый российский вертолет, получивший сертификат годности МАК СНГ в 1993 году.

Противолодочная версия вертолета получила обозначение Ка-32С.

Экипаж: 1-3, пассажиры: 15, силовая установка: 2 x ГТД ТВ3-117ВК мощностью по 1620кВт, диаметр несущих винтов: 15.9м, длина фюзеляжа: 12.25м, высота: 5.4м, ширина: 3.8м, взлетный вес: 11000кг, масса перевозимого груза внутри кабины: 3700кг, на внешней подвеске: 4500-5000кг, максимальная скорость: 250км/ч, статический потолок: 3500м, динамический потолок: 5000м, дальность полета с топливом во внутренних баках: 800км, полезная нагрузка: 4000-5000кг

Беспилотные вертолеты


Ka-37 (беспилотный вертолет)

Беспилотный вертолет модульной конструкции Ка-37 характеризуется автоматическим полетом по программе, высокими маневренными качествами, транспортировочной мобильностью.

Вертолет Ка-37 имеет универсальную силовую установку и, при использовании сменных комплектов оборудования, предназначен для аэрофотосъемки, трансляции и ретрансляции телевизионных и радиосигналов, проведения экологических экспертиз, доставки медикаментов, продуктов, почты при оказании экстренной помощи в процессе ликвидации аварий и катастроф в труднодоступных и опасных для человека местах.

Несущая система вертолета выполнена по соосной схеме, что позволило создать компактный, с минимальными габаритами аппарат, обладающий хорошими маневренными качествами и достаточной весовой отдачей. На вертолете установлена система автоматического управления, обеспечивающая полет по заданной траектории с ограниченным вмешательством оператора. Оператор, при необходимости, имеет возможность вмешаться в управление вертолетом, подавая соответствующие радиокоманды с наземного пульта дистанционного управления. Наземный пульт оборудован органами управления, системой отображения информации, автономным источником электроснабжения.

Вертолет и пульт управления перевозятся совместно в специальном транспортном контейнере.

Мощность двигателя: 45кВт, взлетный вес: 250кг, наивыгоднейшая скорость: 110км/ч, статический потолок: 2500м, дальность полета: 530км, продолжительность полета: 45 минут, радиус зоны полета: в пределах прямой видимости, полезная нагрузка: 50кг


Ка-137 (беспилотный вертолет)

Ка-137 предназначен для решения широкого круга задач в интересах МЧС, Министерства обороны, а также народного хозяйства. В частности, он может быть использован в качестве робототехнического средства, способного выполнять технологические операции в опасных для человека зонах. Он способен вести инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку; доставлять экстренные грузы специального назначения; осуществлять трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, а также решать широкий круг других задач. Ка-137 вполне может заниматься экологическим мониторингом окружающей среды, охраной газо- и нефтепроводов, других стратегических объектов, в том числе АЭС, контролировать обстановку в лесах и на торфяниках, безопасность движения на автодорогах страны, вести ледовую разведку.

    Проектирование Ка-137 началось в 1994 г., в 1995 г. завершилась разработка эскизного проекта, а в 1996 г. был построен натурный макет беспилотного вертолета.

    Ка-137 входит в состав многоцелевого беспилотного вертолетного комплекса МБВК-137, который может быть выполнен в трех вариантах: грунтово-мобильном, аэромобильном и корабельном. В состав МБВК-137 может входить от 2 до 5 беспилотных вертолетов.

    Грунтово-мобильный комплекс выполнен на базе автомобилей повышенной проходимости «Камаз». В его состав входит передвижной пункт управления ППУ-137, способный одновременно контролировать полет двух БПЛА; транспортно-эксплуатационная машина, на которой размещено два контейнера с вертолетами, кран для погрузки и выгрузки летательных аппаратов, а также сменные комплекты целевого бортового оборудования.

    Аэромобильный вариант размещен на вертолете типа Ка-32. Беспилотный вертолет доставляется к месту развертывания на внешней подвеске пилотируемого вертолета, на борту которого расположен также пункт управления и эксплуатации.

    Беспилотный вертолет Ка-137 способен перемещаться в любом направлении с использованием без ограничений всего скоростного диапазона. Это особенно важно для летательного аппарата вертолетного типа, дистанционно или автоматически пилотируемого в условиях турбулентного потока воздуха, а также при большой скорости ветра, направление которого неизвестно.

    Большим плюсом Ка-137, считают эксперты, является и то, что на нем смонтированы системы автоматического управления и навигации, позволяющие аппарату летать в сложных погодных условиях, в том числе днем и ночью.

Диаметр главного винта, 5.30 м. Длина, 1.88 м. Ширина,  1.88 м. Высота, 2.30м. Масса, кг - пустого 200, максимальная взлетная 280. Тип двигателя - 1 ПД Hirht 2706 R05. Мощность, 65 л.с.. Максимальная скорость, 175 км/ч. Крейсерская скорость,  145 км/ч. Практическая дальность,  530 км. Продолжительность полета,  4 ч . Практический потолок, 5000 м. Статический потолок, 2900 м. Полезная нагрузка: нормальная — 50 кг, максимальная — 80 кг.


http://www.kamov.ru/index.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2_(%D0%9E%D0%9A%D0%91), http://www.testpilot.ru/russia/kamov/137/ka137.htm, http://www.aviastar.org/helicopters_rus/kamov.html



Источник: http://combatavia.info/indexv1.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

вертолеты оружие техника

 

Комментарии:

Очень хороши вертолеты Камова. Судьба только у их непростая. Взять Ка-50 и Ка-52. А вот трудяга Ка-26, да корабельные вертолеты имеют неплохую историю. Очень удивили Ка-60 и Ка-62 какая там "Касатка"? Французский Aerospatiale SA 365 Dauphin (Дельфин)! Полная копия. Даже название почти такое же. Первый Камовский вертолет по классической схеме и тот чужой.
Хороша тема, но много сухого текста. Теряется интерес.

Ответить

Мудрец

"Хороша тема, но много сухого текста. Теряется интерес."
Ну да... сисек не хватает! Не поймет народ... :))
Пусть народ читать учиться!!! А то с сиськами и котоматрицами совсем расслабится... ;)

Ответить

ODIN

содержательно +

Ответить

Мудрец. Я немного не так выразился. Много сухого текста не для меня. В авиации разбираюсь. А с Вашим мнением по поводу котоматриц, задниц и сисек с Вами согласен. Да вы почитайте мои комменты в отношении вышеперечисленных. Плюс поставил еще вчера. Но кто не научился читать - тому котоматрицы. А мне нравятся познавательные посты. Особенно когда их пишут сами. Жаль не могу еще плюс поставить.

Ответить

        Екатерина

Подскажите пожалуйста где можно взять информацию о текущем и будущем состоянии портфеля заказа компании "Камов"?

Ответить

Дельфин и Касатка, даже на первый взгляд, имеют различия, а уж говорить о том, что это точная копия, по крайней мере просто не корректно. И человек, который громко заявляет, что он хорошо разбирается в авиации, на мой взгляд, просто лукавит!

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.